Пока идут старинные часы: началась реставрация символа Театра кукол Образцова

Пока идут старинные часы: началась реставрация символа Театра кукол Образцова

Пока идут старинные часы: началась реставрация символа Театра кукол Образцова Пресс-служба Департамента культурного наследия г. Москвы
На фасаде знаменитого Театра кукол имени Сергея Образцова на Садовой-Самотёчной улице столицы воцарилась непривычная тишина — началась масштабная реставрация уникальных декоративных часов с двигающимися фигурками. Удивительный механизм, ставший одной из визитных карточек Москвы, бережно демонтировали и отправили в специализированную мастерскую для комплексного восстановления.

Эти уникальные часы — не просто украшение фасада, а полноценный объект культурного наследия. Их волшебный мир включает двенадцать домиков, из которых поочередно появляются любимые персонажи — Хитрый Лис, Неуклюжий Медведь, Трусливый Заяц и другие сказочные герои. Каждое их появление сопровождается мелодией, созданной Никитой Богословским на основе русской народной песни «Во саду ли, в огороде».

За полвека существования часы не раз ремонтировались, но нынешняя реставрация станет самой основательной за всю их историю. Мастерам предстоит кропотливая работа: полная разборка механизма, замена изношенных деталей (новые будут изготовлены строго по оригинальным чертежам), бережная реставрация фигурок животных-музыкантов с сохранением всех авторских особенностей. Особое внимание уделят фасадной части часов. Весь процесс проходит под строгим надзором специалистов Мосгорнаследия, а завершить работы планируется в будущем году.

История этих необычных часов началась в 1970 году, когда театр переехал в новое здание на Садовом кольце. Сергей Образцов, вдохновленный увиденными во время гастролей европейскими башенными часами с движущимися фигурками, задумал создать нечто подобное для своего театра. В СССР тогда не существовало аналогов подобных механизмов в общественных местах.

Реализация идеи потребовала усилий целой команды мастеров разных специальностей. Первоначально планировались медные часы размером 5×6 метров, но в итоге конструкция выросла до 9,5×7 метров. Для долговечности корпус и механизм изготовили из нержавеющей стали и черного металла, а фигурки сказочных персонажей выполнили в технике выклейки из стеклоткани. Так родился уникальный синтез механики, электроники и акустики, ставший символом не только театра, но и всего московского кукольного искусства.

История театра не менее интересна, чем само здание. Театр кукол появился в 1931 году на базе Центрального дома художественного воспитания детей. На тот момент кукольников в крупных городах СССР было довольно много, и их сообществу был необходим главный театр — некая «лаборатория», куда можно было бы обратиться с вопросами и за советами. По результатам прошедшей в конце 1930 года Всероссийской конференции кукольников был учрежден Центральный театр кукол, руководство которым доверили Сергею Образцову — тридцатилетнему эстрадному артисту, придумавшему свой жанр— «Романсы с куклами».

Свое существование театр начинал с крохотной комнатки в Мамоновском переулке. Первые годы коллектив из 12 человек колесил по Москве — сначала на телеге с мерином по кличке Катер, затем на расписном фургоне. Уличные спектакли «Джим и Доллар», «Пузан», «Каштанка» собирали толпы восторженных зрителей. Именно в этот период родился легендарный спектакль «По щучьему веленью» с новаторской вращающейся ширмой — он до сих пор остается в репертуаре.

Собственное здание на площади Маяковского театр получил в 1937 году. Здесь появились первые специализированные музей и библиотека театральных кукол. В 1940-е Образцов совершил революцию, создав первый кукольный спектакль для взрослых — «Волшебную лампу Аладдина» с усовершенствованными тростевыми куклами.

Военные годы театр провел в эвакуации в Новосибирске, продолжая радовать зрителей. Именно тогда родился знаменитый «Необыкновенный концерт» — представление-пародия на эстрадные номера, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса как самый посещаемый кукольный спектакль в мире.

Современная история театра началась в 1970 году с переездом в специально построенное здание на Садовой-Самотёчной. Здесь появились сложные механические конструкции, трансформирующийся зал и те самые знаменитые часы с двигающимися фигурками.

Сегодня Театр кукол имени Сергея Образцова — это не просто сцена, а целый мир кукольного искусства, сохраняющий традиции и продолжающий экспериментировать.

Алексей ЕМЕЛЬЯНОВ, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы:

Алексей Емельянов.jpg

«Часы Театра кукол имени Сергея Образцова являются его визитной карточкой. Необычное произведение искусства создали в Москве скульпторы Павел Шимес и Дмитрий Шаховский, а над часовым механизмом трудился конструктор Вениамин Кальмансон. Сейчас часы перевезены в мастерскую, где специалисты бережно отреставрируют все элементы, после чего уникальный символ займет свое прежнее место»