После переезда столицы из Петрограда в Москву в 1918 году высотное строительство в городе пошло по нарастающей: рвущиеся ввысь здания должны были потрясать не только москвичей, но и весь мир, свидетельствуя о мощи молодой советской республики.
Уже в 40-50-х годах столичный силуэт кардинально изменился: появились «семь сестер» — символы поствоенного развития Москвы. Самым высоким из них стало здание МГУ на Ленинских (ныне Воробьевых) горах: высота со шпилем и звездой — 235 метров.
Немало «тучерезов» строилось и в 60-80 годах: домакнижки на Новом Арбате (тогда Калининский проспект, ставший улицей первых московских небоскребов), здание Гидропроекта на пересечении Ленинградского и Волоколамского шоссе и т. д.
Новая волна началась в 90-х годах прошлого века: Москва стала стремиться к статусу мирового лидера, а высотное строительство — доказательство технологической и финансовой мощи города и страны. Средоточием столичных высоток сделался деловой центр «Москва-Сити», концепция которого была предложена архитектором Борисом Тхором еще в 1991 году. Конечно, проект с тех пор претерпел изменения, но и сегодня остается основной площадкой для «заоблачных экспериментов». Кстати, небоскребы «Москвы-Сити» — не абсолютные лидеры в этом вопросе в стране, и даже новая башня у «Багратиона», которую планируется построить к 2030 году, не станет самой-самой: пальма первенства уже принадлежит петербургскому Лахта-центру с его 462 метрами.
Кстати:
Российские небоскребы — это все цветочки по сравнению с азиатскими проектами, которые так стремятся ввысь, что уже скоро, пожалуй, достанут до стратосферы. Пока самое высокое здание мира — небоскреб Бурдж-Халифа в Дубае: высота сооружения — 828 м, причем 180 метров приходится на самый длинный в мире шпиль; всего в здании 163 этажа. Но и это, как выясняется, не предел: в конце прошлого года появилась информация, что Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии рассматривает планы строительства двухкилометровой мегавысотной башни к северу от Эр-Рияда. Консультанты говорят, что в зависимости от окончательного проекта сооружение может обойтись в 5 млрд долларов США. Для участия в конкурсе уже приглашено восемь девелоперских компаний из США, Франции и ОАЭ.
Номер публикации: №05 10.02.2023