Эрик ВАЛЕЕВ, глава архитектурного бюро IQ:
Сегодня музеи — это не только площадки для знакомства с предметами искусства и историей, но и места, обладающие статусом ключевых культурных достопримечательностей. В числе классических примеров в данном контексте: Британский музей в Лондоне, Лувр в Париже, Музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, Эрмитаж в Санкт-Петербурге и т. д. Такие знаковые объекты продолжают привлекать миллионы посетителей ежегодно. На сцену выходят и новые музейные «звезды». Совмещая современные технологии с передовыми подходами к восприятию предметов, они переворачивают представление о взаимодействии пространства и зрителя.
Музеи нового времени подразумевают полифункциональность, различные сценарии посещения и расширенные возможности взаимодействия предметов с посетителем, получение разнообразного опыта. Это пространства для встреч, обучения, рефлексии, созерцания, созидания, общения.
Одной из привлекательных технологий, обогащающих такое взаимодействие, является дополненная реальность (AR). Несколько лет назад ее постепенно и осторожно начали внедрять в массовую среду, и с каждым годом эти процессы ускоряются. Так, в прошлом году на оживленных улицах Лондона были выставлены виртуальные копии коллекций произведений, хранящихся в Национальной галерее на Трафальгарской площади. Прохожие получили возможность мгновенно «включать» произведения искусства при помощи QR-кодов. Бесценные фонды фактически телепортировались за стены галереи в общедоступную среду, открыв огромной аудитории легкий доступ к признанным шедеврам, создав интересный контраст с окружением.
Активная работа по эволюции выставочных концепций музейных пространств ведется и в нашей стране. В апреле этого года в Государственном историческом музее на Красной площади открылась выставка «Россия. Дорогами цивилизации», посвященная 150-летнему юбилею музея. Этот проект, разработанный нашим архбюро, при помощи мультимедийных средств, определенной работы со светом и оформлением пространств демонстрирует развитие человеческой цивилизации от древнейших времен до сегодняшних дней. Экспозиция выполнена в темной цветовой гамме для усиления эффекта погружения и более выразительной демонстрации экспонатов. Звуковые и визуальные эффекты дополняют восприятие текстуры древних предметов, погружая зрителя в эпоху.
Первый зал решен в форме круга или колеса древнего времени, а на потолке и на стенах оборудованы динамические инсталляции: облака, тени мамонтов, звуки шаманских танцев. В центре круга как в точке отсчета расположено древнее рубило возрастом 600 тыс. лет. Далее посетитель попадает в плавные изогнутые формы второго зала, символизирующего античность с импровизированным прозрачным трюмом корабля, загруженным амфорами, медиапроекцией волн, звуками моря и скрипом такелажа. Затем через метафору руин храмов и работы Пиранези гость музея оказывается в зале Византии, где устроено символичное купольное пространство и медиаинсталляция Евхаристии. Проходя через ломаные агрессивные формы зала воинской тематики, где разместилась военная атрибутика разных времен и стол с Тегеранских переговоров, зритель попадает в прямое вытянутое пространство. Это своеобразный символ пути в будущее с ярко выраженной перспективой. Данная часть экспозиции посвящена теме государственности, дипломатии, взаимосвязей и движения вперед. Завершается путешествие ортогональным строгим пространством с настоящим стартовым ключом ракеты. Оно всецело посвящено этапу покорения космоса.
Таким образом, сама архитектура экспозиции, четко выверенный свет, звук, медиаинсталляции вкупе с уникальными предметами создают мощный иммерсивный эффект, который невозможно достичь, игнорируя какой-либо из аспектов.
Номер публикации: №28 29.07.2022