Среди десятков тысяч зданий каждой эпохи в народной памяти остаются лишь единицы. Обычно они выделяются неповторимой архитектурой, опережающей время. В Москве это, например, чайный дом на Мясницкой и особняк Морозова на Воздвиженке, дом Наркомфина и дом Мельникова, сталинские высотки. Необычные дома строятся и сегодня. Эксперты «Метриум» рассказали «Стройгазете» о современных проектах жилья с самыми оригинальными архитектурными решениями.
Горизонтальный небоскреб
Высотные проекты, башни которых на верхнем уровне вытянуты не ввысь, а вширь, называются горизонтальными небоскребами. Идея этих грандиозных сооружений была предложена советским конструктивистом Лазарем Лисицким. Художник считал, что они вписываются в городской ландшафт гораздо лучше обычных высоток. Тем не менее, в 1920-30-х годах прошлого века, когда творил Лисицкий, его амбициозный проект так и не был воплощен.
Однако предложенные гением авангарда идеи не канули в лету и вдохновили современных архитекторов из бюро MLA+. Два корпуса четвертой очереди жилого комплекса бизнес-класса «Селигер Сити» (Западное Дегунино, САО) названы в его честь: «Башни Лисицкого». По сути, эти здания образуют тот самый горизонтальный небоскреб, о котором грезил художник. На высоте их связывает многоуровневый панорамный мост, в котором разместятся видовые квартиры с зимним садом. Кровлю горизонтального небоскреба предлагается использоваться под приватные террасы и лаундж-зону.
«Нередко, в том числе в области архитектуры, новаторские решения великих людей находят воплощение только спустя десятилетия, – отмечает Алексей Годованец, девелопер, управляющий партнер MR Group (девелопер горизонтального небоскреба в «Селигер Сити»). – Так, современники посчитали несбыточной и фантастичной идею Лисицкого о горизонтальном небоскребе. Но сегодня мы убеждаемся в возможности реализации подобного проекта. Дома, построенные по принципу горизонтального небоскреба, представляют собой единый ансамбль, в котором гармонично сочетаются их яркие особенности. А нестандартная форма корпусов дает возможность разместить в них больше видовых лотов».
«Парящие» дома
Французский архитектор швейцарского происхождения, основоположник модернизма и функционализма Ле Корбюзье манифестировал множество смелых идей, большинство из которых активно воплощаются на практике и формируют новый облик современных городов. Согласно одному из принципов, которые он провозгласил, здания должны опираться на системы колонн. В таком случае территорию под домом можно использовать как общественные пространства.
В Москве есть несколько зданий, появившихся под влиянием предложений Корбюзье, например, «дома на ножках» у ВДНХ и у ипподрома. Однако они приподняты над землей всего на несколько этажей. Сейчас в столице реализуется гораздо более впечатляющий проект, вызывающий ассоциацию с легендарными висячими садами Семирамиды. Это жилой комплекс «Бадаевский» (Дорогомилово, ЗАО) от Capital Group с «парящими» домами, поднятыми над землей на стройных 35-метровых колоннах.
Возможно, здесь расположится самый высокий в мире первый этаж. А на крыше, на высоте 75 метров, спроектированы первые в России скай-виллы площадью 500-600 кв. метров — по сути, загородные дома в центре города. Проект разработали лауреаты Притцкеровской премии – швейцарское бюро Herzog & de Meuron. Беспрецедентная концепция проекта объясняется задачей отреставрировать и сохранить памятники архитектуры бывшего Бадаевского завода и обеспечить их визуальную проницаемость со стороны набережной, а также создать масштабное общественное пространство. В результате, на земле появится крупнейший в районе Дорогомилово ландшафтный парк, а исторические строения получат новые функции: здесь откроются фудмаркет, кафе и рестораны, фитнес-центр с бассейном, коворкинг, досуговый центр для детей и даже русская баня.
«Пиксельный» дом
Пиксель – один из символов цифровой эпохи. Этот простой элемент является источником бесконечного множества графических комбинаций. Именно поэтому он набирает популярность в архитектуре. Эффект пикселизации, когда при увеличении масштаба размытое растровое изображение сменяется чередой ярких прямоугольников, используется как самостоятельный декоративный мотив. Кажущаяся хаотичность подобных узоров становится основанием для интересных интерпретаций.
Первый «пиксельный» дом в Москве – это апарт-комплекс премиум-класса RED7 от ГК «Основа» на Садовом кольце (Красносельский район, ЦАО). Он удивляет необычными разветвленными и ступенчатыми формами, напоминающими тетрис. Когда обходишь этот дом, возникает ощущение трансформации его формы из M-образной в похожую на W. Стоит отметить, что нидерландские архитекторы проекта из бюро MVRDV позаимствовали цвет и некоторые элементы фасадов RED7 у расположенного напротив памятника конструктивизма – здания Наркомзема.
U-образная архитектура
Даже самые головокружительные архитектурные эксперименты отсылают к известным геометрическим формам, только редко используемым. Но не все фигуры оптимальны для градостроительства. Например, в 1928 году в Германии был построен дом в форме сферы (мяча). Выглядел он эффектно, однако простоял всего 10 лет, так как оказался неудобным и невостребованным.
Архитекторы столичного бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры» в наши дни нашли весьма своеобразные и в то же время практичные решения. Центральная часть комплекса апартаментов бизнес-класса Insider (Даниловский район, ЮАО) строится в виде огромной буквы U, напоминающей магнит или подкову. В основании изгиба расположатся уютные тенистые террасы. Торцы зданий имеют ступенчатую форму. На них также разместятся террасы, утонченные линии которых сглаживают масштаб комплекса.
Дом с кружевом арок
Арка – дугообразная сводчатая конструкция, которую архитекторы начали использовать еще во II тысячелетии до нашей эры. Трудно найти декоративный элемент, получивший столь широкое мировое признание. В средние века и эпоху возрождения стали появляться здания, полностью обрамленные арками, в частности, венецианские палаццо. Нестареющее изящество этих дворцов вдохновило архитекторов «Цимайло Ляшенко и Партнеры» и французское бюро Antonini Darmon на создание клубного дома Brodsky (Хамовники, ЦАО) для девелоперской компании Vesper. Рисунок фасада представляет собой комбинацию арок трех видов различных по ширине и высоте. Со стороны набережной фасад выглядит торжественным, со стороны двора — более спокойным. Самые большие арки являются окнами гостиных и смотрят на набережную, в то время как окна спальных зон квартир выходят во внутренний двор. Оформление лобби повторяет элементы интерьера. Корпус прорезает одна из крупнейших в Москве арок высотой 15 метров, связывающая придомовую территорию с набережной.
«Дома-корабли»
В мире немало зданий неклассических форм. Например, есть несколько домов в виде слонов, в том числе в Раменском районе Подмосковья. Однако, как правило, это проекты, в которых визуальная доминанта идет во вред комфорту. Редкое исключение – ЖК «Stories на Мосфильмовской» (Раменки, ЗАО), спроектированный японским бюро Nikken Sekkei. Комплекс состоит из 99-метровой башни и 40-метрового корпуса со ступенчатыми террасами, объединенных общим стилобатом. Здания будут напоминать корабль, плывущий в океане мегаполиса. Высотную часть сделают похожей на мачту с парусами, а второй корпус – на корму и палубы. В темное время суток сходство с яхтой дополнительно подчеркнет декоративная подсветка.
Первый «дом-корабль» в Москве был построен в 1980-е годы и находится на Большой Тульской улице (Даниловский район, ЮАО). Но это гигантское серое сооружение, которое также называют «домом атомщика» и «лежачим небоскребом», имеет мало общего с ЖК «Stories на Мосфильмовской». Советское 16-этажное здание длиной 400 метров, в экстерьере которого преобладают серые цвета и резкие прямые линии, похоже скорее на грозный авианосец, тогда как современный ЖК – на изящный парусник.
«Сегодня большинство девелоперов уделяют серьезное внимание архитектурному облику проектов, – отметил Руслан Сырцов, управляющий директор компании «Метриум». – Вместе с тем лишь немногие отваживаются на эксперименты, служащие основой для прорывов в отрасли. Но их усилия и капиталовложения обычно окупаются. Инновационные и креативные проекты не всех привлекают, но никого не оставляют равнодушным. Подобные комплексы становятся «визитными карточками» компаний и повышают их репутацию. Кроме того, цена квадратного метра жилья в ЖК с необычной архитектурой на 25-30% превышает среднерыночную».
Горизонтальный небоскреб
Высотные проекты, башни которых на верхнем уровне вытянуты не ввысь, а вширь, называются горизонтальными небоскребами. Идея этих грандиозных сооружений была предложена советским конструктивистом Лазарем Лисицким. Художник считал, что они вписываются в городской ландшафт гораздо лучше обычных высоток. Тем не менее, в 1920-30-х годах прошлого века, когда творил Лисицкий, его амбициозный проект так и не был воплощен.
Однако предложенные гением авангарда идеи не канули в лету и вдохновили современных архитекторов из бюро MLA+. Два корпуса четвертой очереди жилого комплекса бизнес-класса «Селигер Сити» (Западное Дегунино, САО) названы в его честь: «Башни Лисицкого». По сути, эти здания образуют тот самый горизонтальный небоскреб, о котором грезил художник. На высоте их связывает многоуровневый панорамный мост, в котором разместятся видовые квартиры с зимним садом. Кровлю горизонтального небоскреба предлагается использоваться под приватные террасы и лаундж-зону.
«Нередко, в том числе в области архитектуры, новаторские решения великих людей находят воплощение только спустя десятилетия, – отмечает Алексей Годованец, девелопер, управляющий партнер MR Group (девелопер горизонтального небоскреба в «Селигер Сити»). – Так, современники посчитали несбыточной и фантастичной идею Лисицкого о горизонтальном небоскребе. Но сегодня мы убеждаемся в возможности реализации подобного проекта. Дома, построенные по принципу горизонтального небоскреба, представляют собой единый ансамбль, в котором гармонично сочетаются их яркие особенности. А нестандартная форма корпусов дает возможность разместить в них больше видовых лотов».
«Парящие» дома
Французский архитектор швейцарского происхождения, основоположник модернизма и функционализма Ле Корбюзье манифестировал множество смелых идей, большинство из которых активно воплощаются на практике и формируют новый облик современных городов. Согласно одному из принципов, которые он провозгласил, здания должны опираться на системы колонн. В таком случае территорию под домом можно использовать как общественные пространства.
В Москве есть несколько зданий, появившихся под влиянием предложений Корбюзье, например, «дома на ножках» у ВДНХ и у ипподрома. Однако они приподняты над землей всего на несколько этажей. Сейчас в столице реализуется гораздо более впечатляющий проект, вызывающий ассоциацию с легендарными висячими садами Семирамиды. Это жилой комплекс «Бадаевский» (Дорогомилово, ЗАО) от Capital Group с «парящими» домами, поднятыми над землей на стройных 35-метровых колоннах.
Возможно, здесь расположится самый высокий в мире первый этаж. А на крыше, на высоте 75 метров, спроектированы первые в России скай-виллы площадью 500-600 кв. метров — по сути, загородные дома в центре города. Проект разработали лауреаты Притцкеровской премии – швейцарское бюро Herzog & de Meuron. Беспрецедентная концепция проекта объясняется задачей отреставрировать и сохранить памятники архитектуры бывшего Бадаевского завода и обеспечить их визуальную проницаемость со стороны набережной, а также создать масштабное общественное пространство. В результате, на земле появится крупнейший в районе Дорогомилово ландшафтный парк, а исторические строения получат новые функции: здесь откроются фудмаркет, кафе и рестораны, фитнес-центр с бассейном, коворкинг, досуговый центр для детей и даже русская баня.
«Пиксельный» дом
Пиксель – один из символов цифровой эпохи. Этот простой элемент является источником бесконечного множества графических комбинаций. Именно поэтому он набирает популярность в архитектуре. Эффект пикселизации, когда при увеличении масштаба размытое растровое изображение сменяется чередой ярких прямоугольников, используется как самостоятельный декоративный мотив. Кажущаяся хаотичность подобных узоров становится основанием для интересных интерпретаций.
Первый «пиксельный» дом в Москве – это апарт-комплекс премиум-класса RED7 от ГК «Основа» на Садовом кольце (Красносельский район, ЦАО). Он удивляет необычными разветвленными и ступенчатыми формами, напоминающими тетрис. Когда обходишь этот дом, возникает ощущение трансформации его формы из M-образной в похожую на W. Стоит отметить, что нидерландские архитекторы проекта из бюро MVRDV позаимствовали цвет и некоторые элементы фасадов RED7 у расположенного напротив памятника конструктивизма – здания Наркомзема.
U-образная архитектура
Даже самые головокружительные архитектурные эксперименты отсылают к известным геометрическим формам, только редко используемым. Но не все фигуры оптимальны для градостроительства. Например, в 1928 году в Германии был построен дом в форме сферы (мяча). Выглядел он эффектно, однако простоял всего 10 лет, так как оказался неудобным и невостребованным.
Архитекторы столичного бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры» в наши дни нашли весьма своеобразные и в то же время практичные решения. Центральная часть комплекса апартаментов бизнес-класса Insider (Даниловский район, ЮАО) строится в виде огромной буквы U, напоминающей магнит или подкову. В основании изгиба расположатся уютные тенистые террасы. Торцы зданий имеют ступенчатую форму. На них также разместятся террасы, утонченные линии которых сглаживают масштаб комплекса.
Дом с кружевом арок
Арка – дугообразная сводчатая конструкция, которую архитекторы начали использовать еще во II тысячелетии до нашей эры. Трудно найти декоративный элемент, получивший столь широкое мировое признание. В средние века и эпоху возрождения стали появляться здания, полностью обрамленные арками, в частности, венецианские палаццо. Нестареющее изящество этих дворцов вдохновило архитекторов «Цимайло Ляшенко и Партнеры» и французское бюро Antonini Darmon на создание клубного дома Brodsky (Хамовники, ЦАО) для девелоперской компании Vesper. Рисунок фасада представляет собой комбинацию арок трех видов различных по ширине и высоте. Со стороны набережной фасад выглядит торжественным, со стороны двора — более спокойным. Самые большие арки являются окнами гостиных и смотрят на набережную, в то время как окна спальных зон квартир выходят во внутренний двор. Оформление лобби повторяет элементы интерьера. Корпус прорезает одна из крупнейших в Москве арок высотой 15 метров, связывающая придомовую территорию с набережной.
«Дома-корабли»
В мире немало зданий неклассических форм. Например, есть несколько домов в виде слонов, в том числе в Раменском районе Подмосковья. Однако, как правило, это проекты, в которых визуальная доминанта идет во вред комфорту. Редкое исключение – ЖК «Stories на Мосфильмовской» (Раменки, ЗАО), спроектированный японским бюро Nikken Sekkei. Комплекс состоит из 99-метровой башни и 40-метрового корпуса со ступенчатыми террасами, объединенных общим стилобатом. Здания будут напоминать корабль, плывущий в океане мегаполиса. Высотную часть сделают похожей на мачту с парусами, а второй корпус – на корму и палубы. В темное время суток сходство с яхтой дополнительно подчеркнет декоративная подсветка.
Первый «дом-корабль» в Москве был построен в 1980-е годы и находится на Большой Тульской улице (Даниловский район, ЮАО). Но это гигантское серое сооружение, которое также называют «домом атомщика» и «лежачим небоскребом», имеет мало общего с ЖК «Stories на Мосфильмовской». Советское 16-этажное здание длиной 400 метров, в экстерьере которого преобладают серые цвета и резкие прямые линии, похоже скорее на грозный авианосец, тогда как современный ЖК – на изящный парусник.
«Сегодня большинство девелоперов уделяют серьезное внимание архитектурному облику проектов, – отметил Руслан Сырцов, управляющий директор компании «Метриум». – Вместе с тем лишь немногие отваживаются на эксперименты, служащие основой для прорывов в отрасли. Но их усилия и капиталовложения обычно окупаются. Инновационные и креативные проекты не всех привлекают, но никого не оставляют равнодушным. Подобные комплексы становятся «визитными карточками» компаний и повышают их репутацию. Кроме того, цена квадратного метра жилья в ЖК с необычной архитектурой на 25-30% превышает среднерыночную».