В частности, задачей Build School является выявление наиболее эффективных и эстетичных решений создания комфортной среды для обучения, развития и досуга подрастающего поколения и формирование инклюзивного учебного пространства школ и детских садов нового формата. А участие в Build School Project — это хорошая возможность получить практический опыт для всех, кто создает и развивает качественную инфраструктуру для детей. Так, к примеру, в этом году на смотр-конкурс было представлено 88 работ по семи номинациям — от объектов нового строительства и реконструкции действующих учебных заведений до разработки школьных интерьеров и благоустройства территорий. За победу боролись архитектурные коллективы из 23 регионов и городов России, а также три зарубежные компании из Австрии, Нидерландов и Ирландии. Многие из конкурсантов принимали участие в соревнованиях в первый раз (список лауреатов представлен в таблице).
Как посетители, так и экспоненты выставки, а также участники смотра-конкурса считают эти мероприятия одними из самых важных в жизни отрасли. «За последние годы архитектура в России довольно сильно шагнула вперед, — подчеркивает партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков. — Но за коммерческим и жилым строительством стоит не менее важный пласт — создание социальной инфраструктуры. Так, необходимость пересмотра устаревших рецептов возведения детских садов и школ назрела давно, и сейчас эти процессы активно набирают ход. Внутри бюро мы несколько лет занимались генерацией идей качественного обновления образовательных типологий и внедрения их на практике. И вот нам выдалась идеальная возможность кратко анонсировать наши наработки в публичном формате на специальном воркшопе «Больше чем школа», прошедшем в рамках Build School 2023. Образовательная среда будущего во многом начинается именно с таких обсуждений».
В кулуарах выставки «Стройгазета» попросила архитектора подробнее поделиться своим видением развития «школьного девелопмента»:
«Учебные заведения занимают важнейшее место в структуре городской застройки и формировании образа жилой среды. В советский период типичная образовательная единица представляла собой довольно лаконичный и утилитарный объект, где учебный процесс «уложен» в строгие формальные рамки. И форма идеально повторяла функцию: лаконичная, простая, с жесткой планировочной структурой. Было разработано несколько типовых схем зданий от двух до пяти этажей. Для того исторического периода это были передовые решения, но сегодня мы отчетливо понимаем, что настало время двигаться дальше.
Сегодня образовательные программы активно меняются, а в процессы обучения включаются новые технологии и методики. В их числе: игровая, использование онлайн-платформ, альтернативные системы оценивания и другие практики XXI века. Все чаше в школах и детских садах используется набор из нескольких технологий обучения и воспитания, каждая из которых требует соответствующего архитектурного воплощения.
Учебные программы во многом отходят от модели «школа знаний» с фронтальным преподаванием. В больших городах появляется все больше учебных заведений с «моделью компетенций», где во главу угла ставится умение искать ответы на вопросы. В первом, классическом формате источник знаний в виде педагога находится в центре, а все остальные являются пассивными слушателями. Во втором случае схема заменяется на командную работу с возможностью трансформировать классное пространство под требуемую задачу. Кроме того, появилась новая система «школы созидания», где ученики сами ставят вопросы и находят на них новые решения, а педагог является мягким куратором и диспетчером процесса. В подобных школах нелинейность сценариев использования пространства, его максимальная гибкость является основной обучения. Такая архитектура и структура планировки — важное условие для вывода человека из привычных мыслительных шаблонов.
Пространство школы может и должно в нужный момент помогать сосредотачиваться на определенных задачах, а в другое время способствовать зрительному и эмоциональному отдыху. Социальное поведение школьников стало куда сложнее, на что должна реагировать и среда. Монотонные коридоры, одинаковые формы и приглушенные оттенки не слишком подходят для современного ребенка. Школы крайне важно наполнять качественным и выразительным дизайном, наглядно демонстрировать многообразие форм через оборудование, мебель, интерьеры, окружение в целом. Здание само по себе можно превратить в отличное учебное пособие для воспитания креативной личности. Так, структура сооружения, текстуры поверхностей, инженерия, цветовая картина наглядно передают знания об эстетике, технологиях, материалах, геометрии.
Cовременные школы и детсады — это уникальный штучный товар, где методика обучения продумывается очень подробно и учитывается еще на этапе составления технологического задания. Данная памятка ложится в основу функциональной программы школы, на базе которой формируется архитектурно-пространственная композиция здания.
В целом можно выделить семь главных трендов проектирования образовательных пространств новой волны. Первое — ставка на трансформируемость и гибкость, когда вместо статичных прямоугольных классов появляются адаптивные пространства, способные принимать нужную форму в зависимости от потребностей рабочей группы. Проще всего достигнуть такого эффекта при помощи перегородок, ширм, нестационарной мебели.
Далее следует транспарентность и просматриваемость классов из внутренних коридоров и во двор. Обеспечение безопасности и прозрачности всех учебных процессов достигается с помощью внутренних окон и витражей, светопрозрачных конструкций.
Третий пункт предполагает связь с благоустроенным участком школы или детского сада. В идеальных условиях ученик во время перемены должен получить возможность моментально выйти из класса на улицу, подышать свежим воздухом.
Сердце любой современной школы — большое центральное пространство с максимальными возможностями по быстрой переориентации функций. Это своеобразная «соборная площадь», где происходят значимые собрания, выступления, мероприятия или просто повседневный досуг.
Важно и отсутствие жесткого размежевания локаций, когда различные зоны плавно перетекают из одной в другую, а их границы могут изменяться в зависимости от потребностей. Внешнее пространство перетекает во внутреннее, создавая единую среду — коммуникационный интерфейс с другими участниками.
Еще одна важная деталь — универсальность дизайна среды! Это определение подразумевает ее доступность для всех, гибкость в использовании, легко воспринимаемую информацию и навигацию, минимизацию рисков, оптимальную размерность.
Если говорить не только об учебном процессе, но и о типологии в целом, то сегодня школа способна стать чем-то большим, чем просто место проведения уроков и факультативов. Ее потенциал можно раскрыть в качестве полифункционального общественного пространства. Многие урбанисты сегодня прорабатывают идеи о том, чтобы превратить школы в важные центры жизни района. Например, спортивными залами могут в то или иное время пользоваться жители для занятий физкультурой, а актовый способен стать площадкой для выступлений творческих коллективов. Многофункциональный формат прекрасно поддерживает идею максимальной самодостаточности локальных районов внутри городской ткани. Разумеется, здесь есть много вопросов, которые необходимо решить и один из первостепенных — безопасность: важно обеспечить контроль доступа пользователей, установить кто будет нести ответственность за организацию мероприятий и т. д.».
Александр СТАРИКОВ, партнер архитектурного бюро Syntaxis:
«Сегодня проектирование образовательных учреждений — один из главных векторов развития городской архитектуры. Поэтому мы и ищем новые идеи, которые можно воплотить в жизнь, сделав учебу максимально открытой и гибкой»
Номер публикации: №43 17.11.2023