Городские власти всегда декларировали приверженность высокому стилю оформления станций, характерному в предыдущие периоды метростроения. Однако же не было цели следовать канонам классической архитектуры или подражать дизайну прошлых лет, тем более, что новые станции требовали новых, по-настоящему оригинальных и сильных идей. Для этого в 2014 году в мэрии приняли решение возобновить былую практику проведения архитектурных конкурсов, чтобы привлечь новаторские, интересные идеи в создание архитектурного пространства метрополитена. «В этом состязании может выиграть не только идея маститого профессионала, но и хорошая задумка молодого бюро, для которого такой проект может стать трамплином для дальнейшего развития, — уверен партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков. — Это очень позитивная практика, позволяющая найти лучшее решение архитектурного облика станции».
Через конкурсы уже выбрано более десятка проектов станций, включая шесть на недавно открывшейся Большой кольцевой линии (БКЛ), а также на перспективных Рублево-Архангельской и Бирюлевской линиях и Солнцевском радиусе. Конкурсы на разработку дизайна станций столичной подземки стали привлекательными для десятков и сотен авторских коллективов — как российских, так и зарубежных. Были среди участников и настоящие звезды вроде Zaha Hadid Architects.
Однако проектирование станции метро — специфическая работа, требующая учета целого ряда особенностей подземных транспортных систем. Например, глава бюро Mad Architects Мария Николаева отметила конструктивные ограничения, связанные с глубиной залегания, особенностью грунтов и прочими нюансами, учет которых также требует креативного подхода и высокого технологического профессионализма. При этом, по ее убеждению, проект станции метро должен быть ориентирован на создание приятного интерьера и обустройство комфортного пространства в условиях подземной среды, в которой люди проводят продолжительное время и которая не является для них естественной. Это комплексная задача для архитектора, требующая формирования позитивного впечатления от нахождения в необычной, стесненной обстановке с искусственным освещением.
Говоря о дизайне и оформлении станций, практически все опрошенные «Стройгазетой» эксперты отмечают уместность и важность привязки их образа к истории места и географическому контексту. «Например, для станции «Рижской» (БКЛ) основой концепции стал образ арки — «ворота» в город, которыми служит Рижский вокзал, — рассказал руководитель отдела уникальной архитектуры и градостроительства бюро Blank Architects Владимир Тихонов. — Сам район столетие назад находился на границе Москвы и был первым, который видели путешественники, прибывавшие в город. Мы успешно применили этот образ и создали для проекта 16 арок из нержавеющей стали, играющих роль своеобразных «порталов». История места «вшита» в дизайн-код и других станций нового кольца в виде повторяющихся паттернов, орнаментов, мозаичных полотен».
Еще одной отличительной особенностью новых станций стало размещение узнаваемых арт-объектов, формирующих у пассажиров определенные ассоциации, позволяющих «запомнить» место и визуализировать его в памяти.
Оценивая качество конкурсных проектов, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов не скупился на комплименты коллегам: «Не будет преувеличением сказать, что самые красивые станции метро получились благодаря конкурсной практике, рождающей новые идеи и имена, позволяющей найти оптимальный баланс между интересным, стильным, ярким решением в оформлении и разумным вложением средств».
Сергей КУЗНЕЦОВ, главный архитектор Москвы:
«Город активно поддерживает конкурсную практику, поощряющую профессиональную конкуренцию и общественную дискуссию и создающую почву для появления при создании новых станций метро ценных идей»
Номер публикации: №17 19.05.2023