Генератор идей
Себя мэтр сравнивал с дирижером: скрипки и валторны (карандаши и рейсшины) держат в руках его помощники, но музыка-то Щусева. Талантливым художником Алексей Викторович проявил себя еще во времена учебы в Академии художеств — его высоко ценил Илья Репин, и уже в зрелом возрасте подчиненные мастера чаще видели его с карандашом и рисунком, чем с чертежными принадлежностями.
Создавая архитектурную композицию, Щусев заботился о цельности художественного впечатления: «В искусстве необходимо правильно выражать идеи и достигать силы впечатления, не раздумывая о средствах и не задаваясь метафизикой; бутафория и декорация на театральных подмостках превращаются в большое искусство, если их исполняет настоящий художник». Эти слова стали его творческим кредо на всю жизнь.
При этом сам Щусев утверждал: «Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектуре является простота». Но когда этого требовали интересы замысла, он смело использовал буйство красок, форм и соцветий, в чем убеждаешься в зале Третьяковки, посвященном строительству в 1910-х годах комплекса сооружений столичного Казанского вокзала. В экспозиции представлены несколько вариантов и явственно различимо, как менялись замыслы архитектора по планировке и декору крупнейшего вокзала страны.
Объединитель
Воплощая свои проекты, Щусев вовлекал в творческий процесс молодых архитекторов своей мастерской, приглашал художников и декораторов. Так, в реставрации храма Василия Златоверхого в Овруче принимал участие помощник Щусева — Леонид Веснин, здесь начинающий живописец Кузьма Петров-Водкин проявил себя мастером церковного модерна. К оформлению Троицкого собора Почаево-Успенской лавры, воздвигнутого по проекту Щусева, привлекли Николая Рериха.
Хрестоматийным примером творческого единения зодчего и живописцев стала Марфо-Мариинская обитель, выполненная в традициях раннемосковской и псково-новгородской архитектуры. А апофеозом единения целей и замыслов стал уже упомянутый Казанский вокзал, где Щусев в неповторимом стиле воплотил в камне идею встречи Запада и Востока. Здесь же Алексей Викторович собрал весь цвет «Мира искусства»: Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского, Зинаиду Серебрякову.
Охранитель
Мастер жил в непростую пору: в 19201930 годы ревностно вступался за сносимые московские древности — Сухареву башню, церковь Успения на Покровке, Китайгородскую стену. Щусев, прикрывшись, как щитом, званием строителя Мавзолея, бесстрашно защищал деятелей искусства и культуры, оказавшихся в застенках НКВД.
В 1926-1929 годах Щусев занимал пост директора, главного архитектора Третьяковки. 12 октября 1945 года заместитель председателя Совнаркома СССР Вячеслав Молотов подписал Указ о создании в Москве Республиканского музея русской архитектуры. Новый музей в усадьбе Талызиных на Воздвиженке был открыт по инициативе Щусева, ставшего его первым директором. Важным направлением деятельности учреждения были научные экспедиции в Великий Новгород, Псков, Поволжье, в ходе которых сотрудники проводили обследования и реставрацию памятников архитектуры, собирали материалы для пополнения музейного собрания. 25 мая 1949 года — на следующий день после смерти Алексея Щусева — было принято решение о присвоении музею имени его основателя. В 1964 году территории Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева получили тематическую специализацию — в Донском монастыре была представлена история архитектуры России XI-XVIII веков, а в помещениях на Воздвиженке разместилась экспозиция, посвященная советской архитектуре.
Досье «СГ»
Алексей Викторович Щусев — русский и советский архитектор. Родился 8 октября 1873 года в Кишиневе, умер 24 мая 1949 года в Москве. Выпускник петербургской Академии художеств (1897), создатель собственной неорусской версии стиля модерн. Академик архитектуры (1910). Заслуженный архитектор СССР (1930). Академик АН СССР (1943). Лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1946, 1948; 1952 — посмертно).
Номер публикации: №03 27.01.2023