Отсылку к этой философии и взяли за основу кураторы «Архитектона 2023» — архитектор Георгий Снежкин и продюсер Лиза Савина, объединив в фестивале проспективную рефлексию с размышлениями о настоящем и прошлом. Так на площади у западного фасада петербургского Центрального выставочного зала (ЦВЗ) «Манеж» и появилось 15 современных архитектонов «Магистрали», ставших частью главной городской паблик-арт-программы «Музейная линия». Воплощать идею Малевича «в материале» 36 молодым архитекторам (Никите Тимонину, Василию Арсеньеву-Сарэу, Ксении Бендиной, Софье Паниной, Ирине Кащеевой, Андрею Кустову и другим) оказалось интересно: представленные ими «конструкции» из дерева, металла и пластика были наполнены разными смыслами. Самая масштабная работа — архитектон из труб различного диаметра — трибьют представителей архбюро NTML известной модели «Гота», находящейся в коллекции Государственного Русского музея.
Сам «Манеж» на пять фестивальных дней стал местом встречи и диалога участников современных архитектурных процессов в Северной столице. Здесь проходили дискуссии и лекции городских архитекторов, урбанистов, градозащитников, архкритиков, девелоперов и экспертов. В ЦВЗ была также развернута выставка, состоявшая их нескольких тематических разделов.
Первый — «Ленинградская школа на пороге перемен», куратором которого выступил историк Андрей Ларионов, — был посвящен наследию ленинградской архитектурной школы времен позднего СССР. За два десятилетия она испытала на себе весь спектр мировых трендов: начиная со стереотипного интернационального стиля, с углублением через хайтек и брутализм в дебри постмодернистского многоголосия, а затем — к реалиям 90-х годов прошлого века.
Настоящее города показала видеопрезентация 16 известных петербургских архмастерских, среди которых «А.Лен», «Студия 44», «Архмастерская Мамошина», «Интерколумниум» и другие.
Петербург будущего можно было увидеть в разделе «Город с открытым кодом» — мультисенсорной интерактивной инсталляции от SA lab и Gonzo: Research&Art. Кураторами этой части стали архитектор Алина Черейская и фотограф Ксения Диодорова.
Был еще раздел «Руина» от проекта Alterspb под кураторством архкритика Владимира Фролова, показавший, как трактуются темы материала и времени в творчестве нового поколения. Перед зрителем предстали десять размышлений о ценности прошлого и десять предположений о возможности нового.
Центром «Архитектона 2023» стал коллективный «кабинет архитектора», где разместились архитектурные реликвии, артефакты и рабочие инструменты, а самым волнующим событием фестиваля — вручение одноименной премии. Этой осенью профессиональный смотр-конкурс, учрежденный Санкт-Петербургским Союзом архитекторов (СПбСА) еще в 2001 году, стартовал в новом формате. «Архитектон» не только поощряет лучшие архитектурные произведения, созданные за последние четыре года, но и привлекает внимание общества и лидеров индустрии к знаковым образцам современной архитектуры. Конкурсные работы оценивало компетентное жюри в составе архитекторов Наринэ Тютчевой, Дмитрия Швидковского, Олега Шапиро, Александра Цимайло, Николая Ляшенко, Тотана Кузембаева, Юрия Григоряна, Эдуарда Кубенского, урбаниста Петра Кудрявцева, директора по развитию городской среды «ДОМ.РФ» Антона Финогенова, искусствоведа, историка архитектуры Ксении Малич и главного редактора Archi.ru Юлии Тарабариной.
Гран-при «Архитектона» получил отель «Игора. Времена года», спроектированный бюро RHIZOME. Это же здание стало победителем в номинации «Лучший реализованный объект общественной функции», тогда как музейный комплекс «Центр промышленного прогресса» для города Выкса от архбюро «Студия 44» стал лауреатом премии как «Лучший общественный проект». Победитель в номинации «Лучший проект жилой функции» — комплекс Warmstone от MAYAK ARCHITECTS, а лучшим реализованным жилым объектом признали «Виллу Петергоф» от архмастерской «Головин&Шретер».
Были на фестивале и «выездные» мероприятия. Для журналистов и участников фестиваля прошла экскурсия по историческим и современным объектам. В частности, компания RBI познакомила архитектурную общественность с предметом гордости компании – отреставрированным зданием Левашовского хлебозавода на Петроградской стороне и построенным вокруг памятника конструктивизма элитным жилым комплексом Futurist. Впечатлили оба объекта – Futurist продуманностью и красотой архитектурного решения от мастерской Евгения Герасимова, здание хлебозавода – хорошей концепцией приспособления памятника под культурное пространство, сравнимое по значимости с московским ГЭС-2 и «Зотовым».
Кстати:
«Архитектон», организованный СПбСА под руководством заслуженного архитектора РФ Владимира Григорьева, проходил в этом году в первый раз. И главный вопрос, который постоянно задавали посетители кураторам фестиваля все дни с утра до закрытия «Манежа»: «А на следующий год будет?» Они уверенно отвечали: «Да!»
Номер публикации: №35 22.09.2023