Антон Глушков предложил инициативы по совершенствованию механизма КРТ

Антон Глушков предложил инициативы по совершенствованию механизма КРТ

Антон Глушков предложил инициативы по совершенствованию механизма КРТ Артем Кузнецов

На июль 2022 года 70 субъектов РФ полностью приняли региональное регулирование комплексного развития территорий (КРТ), 8 субъектов завершают разработку и принятия нормативно-правовых актов, а еще 7 субъектов находятся на стадии активной разработки НПА. Об этом заявил президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков в ходе выступления на Архитектурно-строительном форуме в Саратове.

По его словам, в первом квартале 2022 года в регионах стартовала реализация 100 проектов КРТ. В общей сложности в субъектах РФ рассматривается применение механизма КРТ в отношении 766 территорий общей площадью более 28 тыс. га. «В частности, во всех субъектах Приволжского федерального округа, кроме Удмуртской Республики, уже приняты необходимые НПА по КРТ. В 13 из 14 регионах округа рассматриваются или реализуются проекты КРТ», — рассказал глава нацобъединения.

Однако Антон Глушков отметил, что картина является успешной только формально. Фактически, все реализуемые в субъектах проекты КРТ можно разделить на четыре категории: формальные, КРТ для сокращения аварийного и ветхого жилья, сознательно сделанная привлекательной для инвесторов территория, но ее параметры вызывают вопросы, и проекты, которым для максимально быстрого начала и прохождения присвоили статус КРТ. «Все эти проекты фактически не являются КРТ или неинтересны инвесторам. Для реального старта программы комплексного развития территорий, нужно решить ряд финансовых и нормативно-правовых вопросов, включая возможность получения дешевых кредитов на покупку земли под КРТ для застройщиков и разработку требований к региональной документации по КРТ», — пояснил он.

В связи с этим, НОСТРОЙ предложил рассмотреть инициативы по дальнейшему совершенствованию механизма КРТ. Так, следует предусмотреть в Градостроительном кодексе РФ возможность реализации КРТ жилой застройки в отношении территорий, на которых находятся ветхие или аварийные объекты ИЖС, даже если на в границах такой территории отсутствуют ветхие или аварийные многоквартирные дома.

Помимо этого, предлагается заменить положения ГрК РФ, позволяющие уполномоченным органам власти в одностороннем порядке расторгать договор о КРТ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств застройщиком, на исключительно судебный порядок расторжения договора о КРТ. Также, предлагается закрепить в ГрК РФ порядок определения общего совокупного объема строительства в целях проведения торгов на право заключения договора о КРТ, в том числе путем указания на необходимость принятия соответствующего подзаконного НПА о порядке расчета.

Кроме того, Антон Глушков указал на необходимость разработать механизм, предусматривающий исключение из программы капитального ремонта МКД, включенных в решение о КРТ, и о возврате собственникам начисленных и уплаченных взносов на капремонт в случае, если он не проводился. Альтернативным предложением является вовлечение данных средств в реализацию проекта КРТ. Таким образом, фонд капремонта может стать соинвестором проекта.

Глава НОСТРОЙ добавил, что отраслевая разобщенность мер поддержки приводит к «нагромождению» договорных конструкций. Например, договор о КРТ и соглашение о защите и поощрении капиталовложений. «В связи с этим предлагается предусмотреть возможность в самом договоре о КРТ закреплять условия о гарантиях и мерах поддержки, предусмотренные СЗПК. Это позволит повысить гарантии застройщиков, осуществляющих реализацию программ по КРТ», — пояснил Антон Глушков.

Ранее Антон Глушков назвал основные препятствия развитию ИЖС в России.