Антон Глушков назвал основные препятствия для широкого распространения инноваций в строительстве

Антон Глушков назвал основные препятствия для широкого распространения инноваций в строительстве

Антон Глушков назвал основные препятствия для широкого распространения инноваций в строительстве пресс-служба НОСТРОЙ

Существуют три основных препятствия, которые мешают широкому распространению инноваций в строительства. Об этом заявил президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков в рамках выступления на парламентских слушаниях, прошедших под председательством первого заместителя председателя Совета Федерации Владимира Якушева. Мероприятие организовано комитетом Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

Президент НОСТРОЙ подчеркнул важность развития цифровых сервисов, влияющих на качество проектных документов и сопровождения объектов на протяжении всего их жизненного цикла. Вместе с тем он обратил внимание на необходимость учитывать и саму специфику строительного процесса, включая использование строительных материалов.

«Стройке есть чем гордиться. По итогам последних пяти лет она опережает те параметры, которые заложены в паспорте национального проекта, за исключением одного факта, который нас всех очень тревожит. Это производительность труда в стройке. И можно спорить, дискутировать, правильно ли она считается, но вместе с тем показатели ее не растут, а даже уменьшаются», — заметил президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

Указав на проблему расчета показателей эффективности, он призвал внимательно рассмотреть причины низкой динамики роста производительности.

Глава нацобъединения обозначил три ключевые препятствия для широкого распространения инноваций в строительстве. Во-первых, структура строительных компаний, большинство из которых относятся к малому и среднему бизнесу. Эта особенность создает трудности в финансировании научно-исследовательских работ и разработки нововведений. Отсутствие четких механизмов привлечения бизнес-сообщества к процессу финансирования исследований и разработок требует создания инструментов, позволяющих компаниям реально и эффективно вкладываться в научные исследования и разработки (НИОКР).

«Поэтому нужно создавать инструмент, который позволит бизнесу инвестировать в инновационные проекты, минимизируя при этом риски путем прозрачной системы учета результатов научных изысканий и конкретных финансовых возвратов», — предложил Антон Глушков.

Второй момент, который существенно замедляет интеграцию инвестиций в строительство, — отсутствие реальных прогнозов потребления строительных материалов. «У Минпромторга, безусловно, есть такой прогноз, но только по ряду строительных материалов. Он точно не касается новых ресурсов, которые используются в стройке, и опирается на паспорт нацпроектов», — сказал глава НОСТРОЙ, уточнив, что «проблему нужно решать».

Третий аспект, который Антон Глушков охарактеризовал как временный, касается доступности кредитных ресурсов. Так, большая часть технологий и оборудования на инфраструктурной стройке приобретается на долгосрочный период с использованием кредитного ресурса, в первую очередь — лизингового инструмента.

«На фоне высокой ключевой ставки использование лизингового инструмента сейчас сильно сокращено. В этой связи «подстегнуть» те меры поддержки, которые существуют у Минпромторга сегодня, можно только при загрузке этих мощностей. А загрузить их можно путем обновления технологического парка в стройке. Это существенная проблема, которая замедляет интеграцию инноваций в отрасль. Мы со своей стороны хотим, чтобы изменения касались также выгодных механизмов, которые позволят бизнесу взять на вооружение ту или иную технологию и понять, какая приносит финансовый результат», — подчеркнул глава нацобъежинения.

Если не решить перечисленные проблемы, то консолидировать интерес отрасли к инновациям, доказать их экономическую эффективность, будет достаточно сложно», — констатировал Антон Глушков.

Он напомнил, что после 2022 года в России серьезно поменялась структура предложений на рынке, появилось большое количество строительных материалов из дружественных стран. Однако по-прежнему остается ряд неурегулированных вопросов в отношении регламентов, в первую очередь, о безопасности строительных материалов ЕврАЗЭС. Кроме того, для многих предлагаемых современных технологий требуется промышленная апробация и подтверждение тех заявленных свойств, которые декларирует производитель.

В связи с этим НОСТРОЙ при поддержке Минстроя России и Минпромторга России создал каталог импортозамещения, который в 2023 году трансформировался в Национальный реестр добросовестных производителей строительных материалов (НРДП).

«Это цифровой сервис, главной задачей которого является обеспечение конечного потребителя актуальной и достоверной информацией о состоянии промышленности строительных материалов в регионах страны. В рамках проекта развиваем систему планирования и прогнозирования, в которой содержится вся информация о строящихся объектах на территории страны. Кроме того, сервис предполагает возможность лабораторного контроля, чтобы в обязательном порядке подтвердить заявленные свойства строительных материалов. Это уже все реализовано и успешно функционирует», — уточнил Антон Глушков, поблагодарив всех причастных к формированию НРДП.

Он призвал коллег-строителей, которые сталкиваются с вопросом подбора строительных ресурсов, обращаться к НРДП для поиска необходимых материалов с подтвержденным качеством.

Ранее «Стройгазета» сообщала, что 10 декабря 2025 года на площадке Минстроя России состоялось очередное совместное заседание Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и технологического и ценового аудита Общественного совета при Минстрое России и Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системы. Мероприятие прошло под председательством Антона Глушкова. Обсудить проблемы отрасли, поделиться опытом и наметить планы на предстоящий год собралось более 80 участников со всей страны.