
Законодательство о комплексном развитии территорий (КРТ) нуждается в доработке. Об этом заявил президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков на пленарном заседании проходящего в Сочи Форума недвижимости «Движение-2025».
По его словам, сегодня регулирование механизма КРТ происходит на двух уровнях: федеральном и региональном. «Все субъекты РФ приняли подзаконные акты, которые регламентируют процедуру. Тем не менее, необходимо задуматься над дополнительной регламентацией механизма КРТ на федеральном уровне», — считает президент НОСТРОЙ.
Первой из проблем, на которых акцентировал внимание Антон Глушков, является срок реализации проектов. Текущая процедура ведения КРТ, даже по инициативе правообладателя (до утверждения проекта планировки), занимает минимум 14-15 месяцев. Кроме того, процедура отличается в каждом субъекте РФ, что создает неопределенность и затягивает процесс. «Необходимо четко регламентировать на уровне федерального законодательства единую процедуру и сроки введения КРТ, включая этап инициации правообладателем, чтобы сократить сроки и унифицировать подход во всех регионах», — предложил глава нацобъединения.
Второй задачей президент НОСТРОЙ назвал регламентацию финансовой нагрузки в КРТ. По его мнению, изначальная цель КРТ по улучшению городской среды сегодня искажена. Во многих крупных муниципалитетах и городах-миллионниках КРТ превратился в обязательный «социальный налог». Правообладатель, уже вложивший средства в подготовку, вынужден безвозвратно принимать дополнительную финансовую нагрузку без возможности повлиять на ее размер или условия. «Предлагаю установить на федеральном уровне четкие правила и ограничения для финансовых требований (социальной, инженерной нагрузки) в рамках КРТ. Закрепить механизмы, обеспечивающие баланс интересов и возможность диалога для правообладателя, чтобы КРТ не становился исключительно фискальным инструментом», — сказал Антон Глушков.
Также спикер коснулся проблемы залога земельных участков в рамках КРТ. Действующие нормы запрещают использовать земельные участки, включенные в КРТ, в качестве залога. Это блокирует доступ к проектному финансированию на критически важных начальных этапах. Доступны только высокорискованные варианты (бридж-финансирование, кредиты под будущую прибыль, собственные средства), что особенно сложно в текущих условиях. «Необходимо внести изменения в федеральное законодательство и нормативные акты ЦБ, разрешающие залог прав на земельные участки, включенные в проект КРТ, для привлечения банковского финансирования на ранних стадиях реализации таких проектов», — считает Антон Глушков.
Ранее «Стройгазета» сообщала, что общий градостроительный потенциал КРТ в России составляет 260 млн кв. метров недвижимости.