Публичное мероприятие для профессионалов закупок, адресованное исполнителям контрактов и сфокусированное на их проблемах, проводится в России впервые за несколько лет. Об этом «Стройгазете» рассказали представители мероприятия.
Особенностью конференции является ее нормотворческий результат: собранные за два дня работы площадки предложения от бизнеса сразу же поступили на рассмотрение депутатского корпуса. Деловая программа конференции завершилась заседанием Экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции. Большинство инициатив найдет продолжение в форме подзаконных актов.
Повестка охватывает все маршруты повседневной экономики поставщика: каждой проблеме попытались найти решение в правоприменительной практике. Для этого на площадку конференции пригласили государственных контролеров и регуляторов системы закупок, представителей кредитных организаций и институтов развития, крупнейших заказчиков корпоративного и государственного секторов, представителей маркетплейсов и электронных торговых площадок, инжиниринговых центров и профессиональных операторов закупок. В дополнение к основным дискуссиям, которые проходили в режиме мозгового штурма, на площадке конференции работали Деловые гостиные (от Минпромторга, ФАС, Казначейства, институтов развития) – новый формат для консультации компаний по частным вопросам.
По итогам конференции в список самых резонансных и результативных кейсов ожидаемо попали:
– закупки в контексте реформы нацрежима;
– окупаемость и расчетная рентабельность бизнеса в контрактах по 44 и 223-ФЗ;
– прослеживаемость поставки (по стране происхождения и по качеству);
– новые возможности цифровых сервисов в расширении рынка сбыта;
– недискриминационные правила работы маркетплейсов;
– механизмы досудебного урегулирования конфликтов;
– гарантированный заказ.
Предложения, которые ушли в Госдуму на проработку нормативных решений:
АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений» вышла с концепцией «Служба одного окна» для всех маркетплейсов. Чтобы через этот сервис мог однократно размещать свое предложение сразу во всех электронных магазинах, по стандартным критериям к описанию продукции (в соответствии с требованиями закона). «Это позволит снять с бизнеса бремя формирования предложений в огромном числе и, по сути, без каких-либо перспектив заключения контракта», – пояснил руководитель Академии Контрактных Отношений Павел Лисин.
Вторая идея касается вопросов формирования цены такого контракта. Получение коммерческих предложений от аффилированных поставщиков входит в топ типовых нарушений, выявляемых в работе региональных электронных магазинов Казначейством России (по закупкам малого объема (ЗМО) до 5 млн рублей). Когда заказчик, обосновывая цену, собирает эти ценовые предложения не на реальном рынке среди конкурентов, а направляет запрос знакомому поставщику для имитации конкурентной закупки. «Впоследствии прокуратура может выяснить, что цена не обоснована, контракт незаконный, но ущерб для честного предпринимателя от этого не меньше», – считает Павел Лисин. Предлагается урегулировать в законодательстве о ЗМО вопросы формирования начальной цены.
Также в 44-ФЗ ввести новеллу о конфиденциальности для электронных магазинов: запрет на общение заказчика и электронной площадки, заказчика и поставщика (ч.12 ст.94). Существует обоснованное подозрение, что площадки, не имея жестко прописанного запрета, передают часть информации заказчику. Об этом говорит массовая арбитражная практика по обращениям предпринимателей, которые выходили на электронную полку с более низкой ценой, но проиграли.
Москва выступила с предложениями по нормативному развитию практики контрактов со встречными инвестиционными обязательствами.
Дмитрий Матвеев, заместитель директора ГБУ г. Москвы «Городское агентство управления инвестициями»:
– Для того чтобы способствовать росту инноваций, необходимо консолидировать заказ в нескольких регионах под заключение одного офсетного контракта. Сейчас такая возможность отсутствует. Напомним, что Президент России, по итогам ВЭФ, ставил задачу развивать межрегиональные офсетные контракты.
Один из самых острых вопросов конференции «ГОСЗАКАЗ для российских поставщиков» касается кризиса неплатежей по исполненным контрактам в сегменте 223-ФЗ.
АО «Корпорация «МСП» выступила с консолидированным требованием от поставщиков найти решение этой проблемы.
В третьем квартале порядка 40% российских компаний столкнулись с задержкой платежей по исполненным обязательствам. По данным Казначейства России, ее сроки чаще всего составляют более 200 дней. Хотя формально в законе о закупках корпораций, по требованию Президента и правительства, прописаны семидневные регламенты, субъекты 223-ФЗ обходят это требование через свое положение о закупках. Технически вопрос скорости платежей связан с успехами внедрения электронного актирования в 223-ФЗ. Когда Реестр договоров будет доработан до полноценного цифрового инструмента (подобного Реестру контрактов в 44-ФЗ), то к нему можно будет предъявить те же стандарты по платежам, что и в госзаказе, в том числе станет возможным внедрить функционал автоплатежей. Однако эта техническая работа может занять годы, в то время как решение для бизнеса требуется еще вчера.
Наталья Федорова, руководитель дирекции оказания возмездных услуг и информационного обеспечения в сфере закупок АО «Корпорация МСП»:
– Число жалоб от бизнеса в Корпорацию по поводу нарушения сроков оплаты увеличилось в два раза. Предполагаем, что на самом деле таких случаев больше. Мы обратились в ФАС России и Минфин с предложением директивного установления KPI для руководителей крупных госкомпаний и госкорпораций по своевременной оплате договоров и получили одобрение.
Некоторым представителям бизнеса удается добиться оплаты от заказчика по 223-ФЗ только через обращение в Корпорацию МСП. В контексте жесткой ДКП и высокой стоимости заемных средств, получается парадоксальная ситуация, в которой малый и средний бизнес, по сути, финансирует госкомпании и госмонополии.
Еще сложнее в этой связи положение бизнеса, который работает по 223-ФЗ на субподряде. Как правило, в договоре с генподрядчиком есть пункт, что оплата будет произведена только после того, как пройдет оплата по основному договору. Здесь просрочки могут доходить до года.
Еще одна проблема, поднятая на конференции и получившая резонанс в Госдуме, – это борьба с серым импортом на маркетплейсах. От представителя системы маркировки «Честный Знак» на запрос от бизнеса поступил комментарий, что у этой проблемы уже существует отложенное решение в новом Законе о платформенной экономике. Но этого эффекта придется ожидать еще не менее года.
Описание проблемы из первых рук от представителей бизнеса на Экспертном совете в Госдуме, гендиректора VELOCITY Group Валентина Астафьева:
– Сейчас маркетплейсы не имеют никаких ограничений на торговлю импортной продукцией без маркировки, что приводит к ценовой дискриминации отечественных производителей. Товары, не обремененные процедурой подтверждения качества, налоговой нагрузкой и пошлинами, выходят на площадки напрямую к конечному потребителю. Здесь государство теряет огромные бюджетные поступления, а поставщики – значительную долю рынка сбыта.
Также, по свидетельству бизнеса, на маркетплейсах происходят массовые случаи фальсификации маркировки, особенно в сегменте радиоэлектронной продукции, что приводит к огромным потерям рынка сбыта для добросовестных российских производителей.
Антон Гетта, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по защите конкуренции:
– Инициативы всегда доходят до конкретных решений, когда они опираются на настоящее мнение экспертного сообщества. Считаю знаковым событием проведение Первой конференции для поставщиков – шаг, на который организаторы решились, имея за плечами двадцатилетний опыт проведения Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». Надеюсь, проведение таких конференций также станет ежегодным правилом.