9-я биеннале «Архитектура Петербурга» - яркое событие, яркие итоги

9-я биеннале «Архитектура Петербурга» - яркое событие, яркие итоги

9-я биеннале «Архитектура Петербурга» - яркое событие, яркие итоги

Биеннале этого года показала себя как многоярусное разнообразное событие, которое включало выставку работ архитектурной элиты Санкт-Петербурга, мастер-классы и клаузуры для посетителей, разнообразную деловую программу и обширную культурную, которая шагнула далеко не только за физические пределы Мраморного зала Этнографического музея, где происходила биеннале, но и за временные – экскурсии и мероприятия будут продолжаться в течение декабря. Итогами со «Стройгазетой» поделились представители биеннале.

«Особенностью сегодняшней экспозиции является то, что она очень авторская», - сказал на открытии биеннале председатель Объединения архитектурных мастерских Олег Харченко, руководитель архитектурной мастерской «УРБИС-СПБ».

Архитектурное бунтарство или ни шагу в сторону?

Взгляды участников биеннале на то, каким образом должен формироваться облик города, кардинально разделились. Часть градостроительного сообщества апеллировало к советскому опыту планирования. «Несмотря на колоссальные ограничения градостроения времен СССР, архитекторы создавали шедевры, старые районы продуманы и до сих пор удобны. Плановое градостроение разрушено, но новое не научилось создавать единую ткань города, а городские власти так и не смогли наладить систему стратегического развития.

Сошлись же точки зрения всех участников дискуссий на том, что Закон Санкт-Петербурга №820-7, появившийся в 2009-м году как регулирующий архитектурный хаос и беспредел застройщиков, возникший в 90-е годы прошлого века, «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон», безнадежно устарел и из регулирующего превратился камень, связывающий руки и разбивающий творческую мысль.

Наиболее радикальную конструкцию развития города представил Ингмар Витвицкий, руководитель студии INGMAR architects, автор проекта «Петербург Будущего». По словам архитектора, понятие «небесная линия», которую ввел Дмитрий Лихачев, возможно, была ошибочна. В результате все высотные дома вынесены на периферию, и город превратился в котел, внутри которого медленно разрушается исторический центр. Петербург Витвицкого может стать городом, где инновационные технологии и природа сливаются в гармоничное пространство. Узкие дворы-колодцы демонтируются, преобразуясь в крытые зелёные дворы.

Небоскрёбы в центре города — новые архитектурные доминанты, объединяющие жилые комплексы, рабочие пространства, школы, медицинские центры, торговые и развлекательные зоны и общественные парки. Для удобства жителей небоскребы связаны между собой сетью вертикальных садов. Интеллектуальные системы управления оптимизируют потребление ресурсов. Струнный воздушный транспорт объединяет районы.

Модные дома

Архитектура в принципе должна быть смелой и разрушать барьеры и время. О смелости архитектурной мысли, о том, что архитектура должна быть не боязливой послушницей воли заказчика, а прорываться сквозь ограничения чиновников, вновь и вновь говорили на всех площадках биеннале. При этом архитектура не должна слепо следовать быстротечной моде. В ней должен отразиться стиль эпохи. Об этом очень емко заявил Евгений Герасимов, руководитель мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»: «Смена стилей в нашу эпоху происходит стремительно. Наполеон привёз из Египта стиль Ампир, который жил десятилетия, сейчас модные дома - это опасная штука. Одежду можно выкинуть, а дом нет. Говоря об архитектурной моде, можно говорить о моде на технологичность и экономичность».

Молодые и маститые

Интересен был монолог молодых мастерских с корифеями. Олег Манов, основатель студии FUTURA ARCHITECTS (12 лет): «Открытие бюро было для меня сравнимо с прыжком с парашютом. Главной задачей был поиск единомышленников и инвесторов, но наиглавнейшей – поиск первого заказчика. Первого заказчика не было, потому что не было реализованных объектов. А объектов не было, потому что не было заказчиков. В итоге появились заказчики, а потом и новые сложности. В какой-то момент Олег понял, что он не успевает за заказами, стал записывать свои мысли и образы. Так рождались «Архитектурные фантазии», некоторые из которых потом становились эскизами и прообразами проектов. К слову, часть «фантазий» нашла себе место в собрании Музея архитектуры им. Щусева в Москве.

Михаил Кондиайн, сооснователь архбюро «Земцов, Кондиайн и Партнеры» (архитектурное бюро с 35-летним стажем и с архитектурной лицензией №:1 в Петербурге): «Из пяти основателей бюро сейчас осталось только двое… Но мы сохраняем дух семейности и единения в творчестве. Мы никогда не стремились прославиться, расшириться и заработать много денег, мы стремились творить и создавать».

Ирина Барто, заместитель председателя ОАМ, подчеркнула: «Молодые бюро берутся сегодня за сложные и разноплановые задачи. На выставке они были представлены яркими и запоминающимися проектами. FORMANORMA – апарт-отелем на Василеостровской, Архитектурная мастерская Юсупова – школой в Новоселье, Б2 - проектом малоэтажной застройки Пулково Lake».

Туристическая архитектура – запрос на многофункциональность

Развитие внутреннего туризма рождает новые архитектурные заказы. Петербург все еще в основном эксплуатирует старые туристические маршруты: музеи, театры, дворцово-парковые ансамбли. Правда, появляются новые общественные пространства, в основном, на месте старых промышленных предприятий. Яркий пример - Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик», который отреставрирован и приспособлен под современное использование НИиПИ Спецреставрация. При переустройстве здания из промышленного назначения в административно-деловое был создан внутренний атриум, объединяющий под стеклянным фонарем офисные помещения 1-3 этажей. Сейчас в здании завершены все отделочные работы и открылась бесплатная временная экспозиция, посвященная истории Канатного цеха, где посетители смогут погрузиться во времена СССР.

Новым центром для гостей Петербурга станет Марина в Горской, где до 30 года будет построено 14 гостиниц, 6700 номеров, учебные центры для детей и взрослых, обустроен двухкилометровый пляж. Планируется создание дорожной и водной инфраструктуры для связи с городом и с Кронштадтом, который тоже превращается в новый туристический центр.

При этом принципиально новые для России виды туристической инфраструктуры появляются все же не в Петербурге. В районах страны, где растет виноград, развивается этнотуризм, а за ним следует гостиничная инфраструктура. В Якутске прокладываются маршруты и создается инфраструктура для видового туризма: вдоль реки Лены, к столбам.

О партнерстве и партнерах

Мария Орлова-Шейнер, исполнительный директор ОАМ: «Еще один прорыв 9-й биеннале – это расширение круга участников. Архитектор не может быть отделен ни от заказчика, ни от строительных материалов. Поэтому в программе были яркие и убедительные выступления девелоперов, застройщиков и производителей. Стратегическим партнёром биеннале стала группа ЛСР, программным – «Брусника», тематическими партнерами - «Самолёт», «УК Возрождение ТД» и LARTA Glass. Партнерами дискуссий также выступили: LEGENDA, Derevo park, ГК Выбор, Алютех, Российская стекольная компания, МЛА, Церезит, Кнауф и Город-спутник Южный».