Эксперты рассказали о влиянии архитектурных премий на стоимость жилья

Эксперты рассказали о влиянии архитектурных премий на стоимость жилья

Архитектурные премии могут прибавить к стоимости квартиры до 15%, но только если жилье находится в Сингапуре или Лондоне. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании City Solutions, добавив, что в России награды подтверждают качество проекта и усиливают доверие, хотя и не становятся поводом для повышения цен.

По словам экспертов компании, на стоимость жилья в России в первую очередь влияют локация, планировка, метраж, срок сдачи дома и инфраструктура. Репутационные премии не входят в перечень факторов, формирующих цену, в отличие от некоторых премий за рубежом, где архитектурные награды действительно оказывают влияние на цены. Так, исследование сингапурской компании Liao, Jing & Lee показало: премии повышают стоимость зданий в среднем на 5,4%, причем независимо от их характеристик. Эффект возникает после получения награды и связан, в первую очередь, с престижем, а не с качеством архитектуры. Анализ охватил 75 объектов в Сингапуре.

За рубежом премия воспринимается как символ статуса и усиливает социальную привлекательность жилья. Для инвесторов это дополнительный сигнал ликвидности и потенциального роста доходности, особенно в премиум- и элитном сегментах. Однако при большом числе премированных проектов рыночная цена снижается, так как теряется фактор уникальности.

«В России премия укрепляет доверие к бренду ЖК и застройщику, формируя узнаваемость и упрощая продажи, повышая доверие покупателей, но она не влияет на цену напрямую», — утверждает генеральный директор петербургской строительной компании City Solutions Василий Тимофеев. — Именно такую репутационную поддержку получила компания в конце июня: ее жилой комплекс премиум- и элит-класса Villa Marina завоевал сразу две награды. ЖК победил в номинации «Лучший региональный комплекс элит-класса» на премии URBAN и стал лауреатом REPA’25 в категории «Жилой комплекс: премиум- и элит-класс».

Другой показательный пример из зарубежного опыта, когда премия повлияла на цены — жилой комплекс Accordia в Кембридже, Великобритания. Проект изначально позиционировался как высококачественное современное жилье, продажи шли стабильно, но по ценам, сопоставимым с другими новыми объектами премиум-класса. Ситуация изменилась после получения Stirling Prize — главной архитектурной награды Великобритании. Победа вызвала широкий резонанс в СМИ, а риэлторы оперативно адаптировали рекламные объявления: акцент на «премированный комплекс» стал ключевым аргументом в продажах. В результате, после получения награды, стоимость жилья выросла на 10–15% по сравнению с аналогичными объектами по соседству. Девелопер получил преимущество при продаже последних очередей, а премия стала важнейшим маркером качества. Спрос подогревался статусом «лучшего здания Великобритании». Даже спустя годы эта премия остается главным маркетинговым инструментом для данного ЖК. Так на британском портале недвижимости Rightmove большинство объявлений о продаже или аренде в этом доме содержат упоминание о награде.

«Хотя в России архитектурные премии не влияют напрямую на цену, их престиж способствует продажам и помогает выделить проект на фоне конкурентов, - заключает Василий Тимофеев. - Для инвесторов это дополнительный сигнал качества и ликвидности, особенно в премиальном сегменте. Награды подчеркивают преимущества объекта, усиливают репутацию застройщика, демонстрируют его открытость и уровень проработки продукта. Чем заметнее будет представлен бренд премии, тем убедительнее он работает на имидж компании и усиливает доверие клиентов. Премия — это не разовый эффект, а долгосрочный актив».