За пять лет е-commerce увеличил объем складов в семь раз

За пять лет е-commerce увеличил объем складов в семь раз

За пять лет совокупный объем складов, используемых ведущими российскими онлайн-ретейлерами в России, увеличился на 560%, с 1,27 млн до 8,41 млн кв. метров. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании NF GROUP.

Для сравнения, крупнейшие игроки сегмента традиционной розничной торговли за этот же период нарастили площади лишь на 15% – с 7,72 млн до 8,67 млн кв. метров. Таким образом, офлайн и онлайн впервые вышли на сопоставимые объемы, несмотря на шестикратное отставание e-commerce в 2020 году.

При этом в сегменте онлайн-торговли сохраняется более низкий уровень выручки на один квадратный метр склада. По итогам 2024 года данный показатель для сегмента составил 0,82 млн рублей, тогда как у офлайн-ретейлеров он достиг 1,39 млн рублей. С учетом инфляции за пятилетний период (43%) реальная выручка на квадратный метр склада составляет около 0,56 млн рублей в онлайн-сегменте и 0,97 млн рублей в офлайн. Если скорректировать показатели на инфляцию, видно, что эффективность использования складской недвижимости в онлайн-торговле за пять лет практически не изменилась. Другими словами, онлайн-ретейлерам в 2024 году по-прежнему требуется столько же площадей, чтобы обеспечить тот же объем продаж, что и в 2020-м.

Такую разницу эксперты объясняют особенностями бизнес-модели форматов: традиционная розница использует площади магазинов не только для торговли, но и частично для хранения товаров, что снижает потребность в дополнительных складах. Онлайн-ретейл, напротив, полностью зависит от складской инфраструктуры: все ключевые процессы – хранение, сборка заказов, упаковка, отгрузка – сосредоточены именно там. Кроме того, онлайн-торговля сопровождается большим объемом возвратов, что также увеличивает потребность в складах. В результате, даже при одинаковых объемах продаж e-commerce требуется существенно больше складских площадей, чем компаниям офлайн-торговли.

Константин Фомиченко, партнер NF GROUP: «Стремительный рост складских площадей в сегменте e-commerce – это отражение смены логистической парадигмы. За эти годы онлайн-торговля стала ключевым игроком в структуре спроса, при этом розничный ретейл также сохраняет устойчивые позиции. Мы наблюдаем не конкуренцию, а перераспределение ролей – с разной логикой использования складской недвижимости. Впереди нас ждет этап адаптации: рынок будет перестраиваться под более гибкий и фрагментированный спрос. Это повлияет как на проектные подходы, так и на географию размещения объектов. Новые склады будут все чаще ориентированы на специфику форматов и логистических моделей конкретных бизнесов».