По итогам I полугодия 2025 года в Москве ввели девять торговых центров совокупной площадью 90,1 тыс. кв. метров, что является рекордным объемом в аналогичных периодах за последние пять лет. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании IBC Real Estate, добавив, что до конца года к вводу запланировано еще около 200 тыс. кв. метров, что также станет максимальным значением с 2021 года.
Рынок торговой недвижимости Москвы следует общей тенденции на снижение средней площади новых объектов. За последние пять лет средняя площадь ТЦ снизилась почти в три раза: в 2020 году она составляла 60 тыс. кв. метров, а в 2025 – всего 17,4 тыс. кв. метра. Особую роль в сокращении размеров ТЦ сыграло стремительное развитие онлайн-ретейла, которое привело к снижению востребованности больших ТЦ традиционного формата.
Преобладание ТЦ районного формата обусловлено их большей устойчивостью к экономическим кризисам. Как показал опыт прошлых лет, они менее подвержены негативным влияниям пандемии, колебания курса валюты и экономических санкций. Устойчивость районных ТЦ определяется диверсифицированном составом арендаторов, включая продовольственные магазины, аптеки, предприятия бытового обслуживания и сферы развлечений. Кроме того, строительство районных торговых центров требует меньших инвестиций и быстрее окупается.
«В условиях стремительного развития онлайн-ретейла значительно меняется модель офлайн-потребления, что неизбежно трансформирует формат торговых центров. Тенденцией последних лет является уменьшение площади торговых объектов и трансформация форматов. Девелоперы отдают предпочтение многофункциональным объектам, арендаторы которых удовлетворяют актуальные потребности населения прилежащих жилых районов», – комментирует руководитель департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate Екатерина Ногай.
Рынок торговой недвижимости Москвы следует общей тенденции на снижение средней площади новых объектов. За последние пять лет средняя площадь ТЦ снизилась почти в три раза: в 2020 году она составляла 60 тыс. кв. метров, а в 2025 – всего 17,4 тыс. кв. метра. Особую роль в сокращении размеров ТЦ сыграло стремительное развитие онлайн-ретейла, которое привело к снижению востребованности больших ТЦ традиционного формата.
Преобладание ТЦ районного формата обусловлено их большей устойчивостью к экономическим кризисам. Как показал опыт прошлых лет, они менее подвержены негативным влияниям пандемии, колебания курса валюты и экономических санкций. Устойчивость районных ТЦ определяется диверсифицированном составом арендаторов, включая продовольственные магазины, аптеки, предприятия бытового обслуживания и сферы развлечений. Кроме того, строительство районных торговых центров требует меньших инвестиций и быстрее окупается.
«В условиях стремительного развития онлайн-ретейла значительно меняется модель офлайн-потребления, что неизбежно трансформирует формат торговых центров. Тенденцией последних лет является уменьшение площади торговых объектов и трансформация форматов. Девелоперы отдают предпочтение многофункциональным объектам, арендаторы которых удовлетворяют актуальные потребности населения прилежащих жилых районов», – комментирует руководитель департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate Екатерина Ногай.
Авторы: СГ-Онлайн
Теги: