Названы три направления развития рынка услуг fit-out в России

Названы три направления развития рынка услуг fit-out в России

Названы три направления развития рынка услуг fit-out в России

В 2022 году из-за ухода из России западных брендов и снижения доходов у представителей отечественного бизнеса сократилось количество заказов в тех сферах, в которых fit-out компании комфортно работали много лет. Об этом «Стройгазете» сообщили в ГК Sinteza, добавив, что в следующем году спрос на услуги fit-out сосредоточится в трех нишах.

Как отметил коммерческий директор группы компаний Sinteza Александр Шнурко, главная тенденция последних лет — растущий спрос на обустройство жилых и коммерческих пространств «под ключ». Он стал формироваться вследствие прошедших кризисов и пандемии, когда для заказчиков стала особенно актуальной возможность переехать в уже готовый офис или квартиру, не тратя время на ремонт и меблировку. Эта тенденция будет определять развитие рынка и в следующем году.

По словам эксперта, одно из направлений, в котором будут развиваться услуги fit-out в дальнейшем, это первичный рынок жилья в Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах самые большие в стране объемы ввода недвижимости, соответственно оттуда поступает основное количество заказов. Квартиры с отделкой сейчас предлагаются практически во всех крупных ЖК, причем девелоперов все больше интересует ремонт «под ключ» — от дизайн-проекта до реализации. А это целый пласт заказов, которые получают компании fit-out.

Более того, в последний год во всех ценовых сегментах наблюдается значительный рост спроса на полное обустройство, включая оборудование кухни и санузлов и даже полная меблировка. До этого на протяжении 20 лет — именно столько существует рынок услуг fit-out в России — ими обычно пользовались покупатели премиальной недвижимости.

Александр Шнурко считает, что дополнительный толчок к развитию формата «отделка с меблировкой» дадут поправки в закон о долевом строительстве, которые разрешат включать мебель в ипотеку и которые сейчас прорабатываются.

Втрое направление – небольшие офисы. В 2022 году, желая сэкономить, многие фирмы сокращают арендуемые площади и переезжают в менее дорогие помещения площадью до 500 кв. метров. Компактные пространства сложно сделать удобными для крупных компаний с большим количеством сотрудников. Поэтому они особенно остро нуждаются в профессиональном дизайн-проекте и эргономичном обустройстве.

Третий перспективный путь развития — модернизация помещений, сданных в эксплуатацию несколько лет назад. Периодически обновления требует не только ремонт и мебель, но и концепция офисов. К примеру, в пандемию появился тренд на «гибкие офисы». Сейчас многие люди продолжают трудиться на «удаленке», и «гибкие офисы» по-прежнему востребованы. Кроме того, в условиях дефицита квалифицированных кадров, который сложился в 2022 году, многие работодатели стараются привлечь специалистов, создавая комфортные рабочие места. Появляются офисы с зелеными террасами, коворкингами, лаунж-зонами, кофейнями. Планируя ремонт помещений, компании часто анализируют ситуацию в своей сфере и приходят к выводу, что нужно полностью изменить формат офиса.

В аналогичной ситуации оказались и владельцы торговых помещений. Их недвижимость теперь тоже необходимо адаптировать под новые условия. Развивается гибридный формат онлайн- и оффлайн-торговли, появляется все больше зон выдачи интернет-заказов, создаются общие пространства для реализации продукции разных брендов, шоурумы для предварительных заказов — все это требует переоборудования торговых площадей и новых подходов к их зонированию.