На выставке-форуме АРХ МОСКВА – 2024 состоялось ток-шоу «Под одним парусом: как яхтинг объединяет туризм, развитие территорий, инфраструктуру, девелопмент и инвестиции». Эксперты обсудили актуальные реалии развития инфраструктуры яхтинга в России, существующий международный опыт и прогнозы на будущее.
Спикерами дискуссии выступили архитекторы, каждый из которых обладает большим личным опытом яхтинга: создатель и руководитель архитектурного бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев, директор по развитию Sochi Grand Marina, генеральный директор компании «Лаборатория Яхтинга» Анна Шумейко, архитектор-градостроитель Марина Егорова, главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина и ведущий аналитик консалтингового бюро ATLAS Александра Тарханова. Дискуссию модерировала Анна Носова, основатель и руководитель проектно-консалтингового агентства «Простор», директор территориальных проектов компании «Сила ветра».
Спикеры подчеркнули необходимость участия государства в развитии яхтинга и сопутствующей ему инфраструктуры как на законодательном уровне, так и на уровне бюджетного софинансирования проектов строительства и реновации марин.
Анна Шумейко отметила, что в современной России яхтинг из формирующейся отрасли переходит в следующую стадию развития. При этом сохраняются огромные пробелы в законодательстве: «яхтинг» и «яхта» не определены как юридические понятия, а федеральные законы и нормативно-правовые акты не образуют целостной правовой основы для осуществления яхтенного туризма и парусного спорта. Главными агентами развития яхтинга и сопутствующей ему инфраструктуры спикер считает самих яхтсменов, государство и частных инвесторов. Последние сталкиваются со множеством вызовов: высокая капиталоемкость проектов, короткий сезон активного пользования и необходимость обслуживания судов и инфраструктуры в межсезонье, а также долгий срок окупаемости проектов, который в зависимости от локации может составлять от 3 до 20+ лет. Поэтому эффективно усиливать бизнес-проекты в яхтинге и эту отрасль в целом можно только при поддержке государства.
Тимур Абдуллаев давно занимается разработкой девелоперских проектов апартаментного типа с дополнительными рекреационными функциями, в том числе с выходом на водную акваторию, и развитием яхтенной инфраструктуры. Он видит сходство в подходах к развитию подобных проектов с другими крупными инфраструктурно-спортивными объектами, например, сейчас во многих регионах страны активно и системно развиваются горнолыжные центры. Архитектор отметил, что многие российские территории обладают потенциалом для развития яхтинга, поскольку большие акватории — это не только моря, но и крупные реки и водохранилища. Такая точка зрения позволяет увидеть возможности для активизации яхтинга в таких неочевидных, казалось бы, локациях, как, например, Казань или Екатеринбург - здесь бюро ARCHINFORM занимается комплексным развитием территории Верх-Исетского пруда.
Тимур Абдуллаев считает, что водные объекты, в черте городов требуют реновационного подхода: очень часто они не благоустроены или заняты старыми промышленными сооружениями. Но сегодня эти локации начинают входить в зону девелоперского интереса. Будучи яхтсменом с многолетним опытом, эксперт оценивает потенциал таких пространств не только с точки зрения архитектора, но и с учетом взгляда потенциального пользователя и подтверждает, что яхтинг эффективно сочетается с апартаментными и дополнительными сервисными функциями: марина — это место, куда яхтсмены заходят, останавливаются переночевать, поужинать в ресторане, сделать покупки, и потом отправиться дальше в путь. Поэтому любая комфортная марина представляет из себя комплексное коммерчески активное пространство.
Архитектор отметил, что развитие яхтенной инфраструктуры — это вопрос урбанистический и градостроительный. Все, что сегодня связано с этой областью в России, представляется большой серой зоной. С одной стороны, все понимают, что наличие в коммерческой или жилой недвижимости действующих выходов к воде поднимает стоимость объектов. С другой стороны, для системной работы в этой области бизнес нуждается в понятных и работающих законодательных механизмах.
Архитектор и шкипер с восьмилетним стажем Марина Егорова поделилась данными: сегодня в России яхтингом занимается 1% населения, в то время как в Великобритании это число доходит до 20%. Наибольшим потенциалом для развития яхтинга и яхтинговой инфраструктуры в нашей стране, по мнению архитектора, обладают речные акватории. Спикер считает важным смотреть на развитие территорий межрегионально, а не локально, и учитывать зарубежный опыт. Так в экономически успешных яхтинговых странах — Турции и Хорватии — доля государственных инвестиций в яхтинговую инфраструктуру доходит до 70%.
Ильсияр Тухватуллина сама является сертифицированным капитаном яхтенного судна. Она представила концепцию развития речного сервиса «Казань — город на воде», разработанную Институтом развития города. План предполагает значительное увеличение мест для швартовки, включает детские парусные школы и судостроительный кластер.
Александра Тарханова подчеркнула, что треть населения Российской Федерации живет в предместье больших рек. Она рассказала об инициативе компании — создании методологии по комплексной работе с речными пространствами. В ее основе — кооперация разных управленческих уровней: межрегионального, муниципального и частного. Наряду с региональными властями в кооперации должны участвовать Министерство природных ресурсов и экологии и Министерство экономического развития, а городской администрации следует работать с прибрежными территориями как с цельным продуктом не только с точки зрения пространственного развития, но и с позиции геобрендинга, включающего социокультурное программирование пространства. Третий уровень кооперации — частный бизнес и профессиональное яхтинговое сообщество, в зоне ответственности которого — помощь с выбором правильных локаций и понимание их технической спецификации.
Спикерами дискуссии выступили архитекторы, каждый из которых обладает большим личным опытом яхтинга: создатель и руководитель архитектурного бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев, директор по развитию Sochi Grand Marina, генеральный директор компании «Лаборатория Яхтинга» Анна Шумейко, архитектор-градостроитель Марина Егорова, главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина и ведущий аналитик консалтингового бюро ATLAS Александра Тарханова. Дискуссию модерировала Анна Носова, основатель и руководитель проектно-консалтингового агентства «Простор», директор территориальных проектов компании «Сила ветра».
Спикеры подчеркнули необходимость участия государства в развитии яхтинга и сопутствующей ему инфраструктуры как на законодательном уровне, так и на уровне бюджетного софинансирования проектов строительства и реновации марин.
Анна Шумейко отметила, что в современной России яхтинг из формирующейся отрасли переходит в следующую стадию развития. При этом сохраняются огромные пробелы в законодательстве: «яхтинг» и «яхта» не определены как юридические понятия, а федеральные законы и нормативно-правовые акты не образуют целостной правовой основы для осуществления яхтенного туризма и парусного спорта. Главными агентами развития яхтинга и сопутствующей ему инфраструктуры спикер считает самих яхтсменов, государство и частных инвесторов. Последние сталкиваются со множеством вызовов: высокая капиталоемкость проектов, короткий сезон активного пользования и необходимость обслуживания судов и инфраструктуры в межсезонье, а также долгий срок окупаемости проектов, который в зависимости от локации может составлять от 3 до 20+ лет. Поэтому эффективно усиливать бизнес-проекты в яхтинге и эту отрасль в целом можно только при поддержке государства.
Тимур Абдуллаев давно занимается разработкой девелоперских проектов апартаментного типа с дополнительными рекреационными функциями, в том числе с выходом на водную акваторию, и развитием яхтенной инфраструктуры. Он видит сходство в подходах к развитию подобных проектов с другими крупными инфраструктурно-спортивными объектами, например, сейчас во многих регионах страны активно и системно развиваются горнолыжные центры. Архитектор отметил, что многие российские территории обладают потенциалом для развития яхтинга, поскольку большие акватории — это не только моря, но и крупные реки и водохранилища. Такая точка зрения позволяет увидеть возможности для активизации яхтинга в таких неочевидных, казалось бы, локациях, как, например, Казань или Екатеринбург - здесь бюро ARCHINFORM занимается комплексным развитием территории Верх-Исетского пруда.
Тимур Абдуллаев считает, что водные объекты, в черте городов требуют реновационного подхода: очень часто они не благоустроены или заняты старыми промышленными сооружениями. Но сегодня эти локации начинают входить в зону девелоперского интереса. Будучи яхтсменом с многолетним опытом, эксперт оценивает потенциал таких пространств не только с точки зрения архитектора, но и с учетом взгляда потенциального пользователя и подтверждает, что яхтинг эффективно сочетается с апартаментными и дополнительными сервисными функциями: марина — это место, куда яхтсмены заходят, останавливаются переночевать, поужинать в ресторане, сделать покупки, и потом отправиться дальше в путь. Поэтому любая комфортная марина представляет из себя комплексное коммерчески активное пространство.
Архитектор отметил, что развитие яхтенной инфраструктуры — это вопрос урбанистический и градостроительный. Все, что сегодня связано с этой областью в России, представляется большой серой зоной. С одной стороны, все понимают, что наличие в коммерческой или жилой недвижимости действующих выходов к воде поднимает стоимость объектов. С другой стороны, для системной работы в этой области бизнес нуждается в понятных и работающих законодательных механизмах.
Архитектор и шкипер с восьмилетним стажем Марина Егорова поделилась данными: сегодня в России яхтингом занимается 1% населения, в то время как в Великобритании это число доходит до 20%. Наибольшим потенциалом для развития яхтинга и яхтинговой инфраструктуры в нашей стране, по мнению архитектора, обладают речные акватории. Спикер считает важным смотреть на развитие территорий межрегионально, а не локально, и учитывать зарубежный опыт. Так в экономически успешных яхтинговых странах — Турции и Хорватии — доля государственных инвестиций в яхтинговую инфраструктуру доходит до 70%.
Ильсияр Тухватуллина сама является сертифицированным капитаном яхтенного судна. Она представила концепцию развития речного сервиса «Казань — город на воде», разработанную Институтом развития города. План предполагает значительное увеличение мест для швартовки, включает детские парусные школы и судостроительный кластер.
Александра Тарханова подчеркнула, что треть населения Российской Федерации живет в предместье больших рек. Она рассказала об инициативе компании — создании методологии по комплексной работе с речными пространствами. В ее основе — кооперация разных управленческих уровней: межрегионального, муниципального и частного. Наряду с региональными властями в кооперации должны участвовать Министерство природных ресурсов и экологии и Министерство экономического развития, а городской администрации следует работать с прибрежными территориями как с цельным продуктом не только с точки зрения пространственного развития, но и с позиции геобрендинга, включающего социокультурное программирование пространства. Третий уровень кооперации — частный бизнес и профессиональное яхтинговое сообщество, в зоне ответственности которого — помощь с выбором правильных локаций и понимание их технической спецификации.
Авторы: СГ-Онлайн
Теги: