Металлический оброк

Shutterstock
Эффективного ответа на удорожание стройматериалов пока не найдено

Более года цены на стройматериалы демонстрируют высокие темпы роста, оказывая негативное воздействие на затраты производителей работ и заказчиков, снижая рентабельность готовых проектов, заставляя инвесторов пересматривать планы. По скорости прироста на мировом и российском рынках лидируют цены на металлоизделия и конструкции. По данным Росстата, с марта 2020 года по январь 2021-го они выросли на 70-75% по всей стране, в результате существенно возросла себестоимость строительства зданий и инфраструктуры. Так, по оценке Минстроя, возведение многоквартирных монолитных жилых домов за этот период подорожало на 4%, детских садов — на 6%, больниц — на 4%, административных зданий — на 3%, а мостов с металлическими пролетными строениями — и вовсе на 18%.

С марта ценовое ралли продолжилось, чему способствует ситуация на внешних рынках. Как отмечает аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Калачев, в настоящее время металлотрейдеры удерживают высокие цены на стальной прокат, следуя за отпускными ценами производителей. Впрочем, реакция внутреннего рынка отстает по времени от динамики мировых цен. Так, в I квартале цены на сталь в России отставали от экспортных, но, поскольку сейчас наблюдается стабилизация цен на ключевых рынках, а в Китае — даже откат цен, то через какое-то время можно ожидать стабилизации и у нас.

Такие прогнозы внушают определенный оптимизм, но возросшая цена металлоконструкций уже заложена в стоимость готовых и находящихся в финальной стадии реализации проектов, уводя в минус их рентабельность для девелоперов, заказчиков и государства. Согласно анализу Счетной палаты, под угрозой невыполнения уже оказались стройки, создаваемые в рамках национальных проектов, так как исполнение заключенных ранее контрактов становится затруднительным или вовсе невозможным. Аудиторы прогнозируют рост себестоимости жилья, что может привести к существенному сокращению объемов строительства, увеличению числа обманутых дольщиков и прочим негативным последствиям.

Отчасти ситуация усугубляется несовершенством действующей системы ценообразования, закладывающей предпосылки для необоснованного увеличения расходов федерального и регионального бюджетов на капитальное строительство. Имеющиеся методики не отличаются гибкостью и в недостаточной степени учитывают резкие изменения рыночных цен на стройматериалы, из-за которых и растет конечная стоимость объектов, возводимых в рамках действующих контрактов.

Как напоминает Алексей Калачев, доля металлических изделий в себестоимости строительства может сильно различаться в зависимости от характера объекта: если в жилищном строительстве она не превышает 10%, то в промышленном может составлять не менее половины. Соответственно, на проектах по-разному отразится удорожание строительной металлопродукции. При этом зачастую складывается впечатление, что государство и участники рынка оперируют разными цифрами, когда речь идет о стоимостной ситуации на рынке металлоизделий и ценовой оценке реализуемых проектов. Впрочем, в таких разночтениях нет ничего необычного.

По словам гендиректора ГК «Ферро-Строй» Григория Ваулина, тут надо учитывать, что у каждого подрядчика индивидуальный состав работ и используемых материалов, соответственно, цифры увеличения их стоимости на деле могут значительно отличаться. Тем не менее, за последние месяцы заметно подорожал весь спектр строительных и отделочных материалов, а цена арматуры и оцинкованного листа практически удвоилась. При этом структура строительной себестоимости почти не изменилась, поскольку работы субподрядчиков, в том числе монолитные, тоже заметно подорожали.

Экспроприация бенефициаров

Ценовая ситуация на рынке металла стала предметом рассмотрения правительства. Как ранее заявил глава Минэкономики Максим Решетников, с 1 августа по 31 декабря будут установлены временные пошлины на экспорт черных и цветных металлов и металлопродукции за пределы ЕАЭС, за счет чего власти планируют изъять 110-115 млрд рублей у экспортеров черных металлов и еще 50 млрд у поставщиков цветных. Данные средства пойдут на компенсацию роста цен для госстроек. По оценке первого вице-премьера Андрея Белоусова, эта сумма составляет лишь около 20-25% сверхприбыли, полученной российскими металлургами от благоприятной конъюнктуры на мировых рынках. «Эта мера как временная не повлияет на объемы экспорта в физическом выражении, которые сложились и которые мы всячески должны поддерживать», — заявил вице-премьер, уточнив, что не следует оценивать введение пошлины как наказание металлургов: «Это часть комплекса защитных мер внутреннего рынка. Мы должны защитить нашего внутреннего потребителя от того, что происходит сейчас на мировых рынках».

Как отмечает в этой связи Алексей Калачев, крупнейшие российские производители проката одновременно являются и крупными экспортерами, поэтому цены на внешнем рынке неизбежно транслируются и на внутренний. Но эффективных рыночных способов защитить динамику внутреннего рынка от внешней конъюнктуры не существует. Во всяком случае, повышение налоговой нагрузки на производителей точно не способствует снижению цен: рост нагрузки будет переложен на потребителей. Введение экспортных пошлин даст эффект в той степени, в какой сможет снизить привлекательность экспорта и направить большее количество стали на внутренний рынок. Однако российский рынок проката и так является премиальным по отношению к экспорту. Сами высокие цены внутреннего рынка стимулируют увеличивать объемы продаж на нем. Поэтому эффект от пошлин вряд ли будет большим.

«Бюджет, конечно, получит свое, но на ценах это вряд ли отразится. Решение проблемы высоких цен для государственных инфраструктурных проектов может быть комплексным. Насколько известно, металлурги сами предложили поставлять металл для важных строек напрямую, по сниженным ценам, со скидками и всяческими льготными условиями по оплате, — считает аналитик. — Прямые поставки металла для государственных проектов снизят объем предложения металла для металлотрейдеров. Это значит, что для остальных потребителей сохранится дефицит, который поддержит цены на высоком уровне».

По его мнению, правительство могло бы эффективно использовать для демпфирования ситуации дополнительные средства от введения экспортных пошлин и повышения налоговой нагрузки на металлургов. За счет них можно увеличить смету государственных проектов или выплачивать строителям компенсацию за увеличение стоимости строительной металлопродукции.

Без права на затяжку

В связи с непростой ситуацией начали выдвигаться предложения по корректировке сроков, цены и других параметров уже задействованных строительных контрактов, в том числе и с госучастием. Но Григорий Ваулин считает, что увеличения сроков строительства «категорически нельзя допускать». Для заказчика это означает каскадное невыполнение обязательств и риски дефолта, а для подрядчика — увеличение условно-постоянных затрат и штрафные санкции. Проблема комплексная, и простых решений нет. Например, действующая двухстадийная система, когда подписывается договор и утверждается смета еще на этапе создания и согласования проекта, а подрядчик строит на стадии готовой рабочей документации, зачастую приводит к изменению объемов работ и необходимости дополнительного финансирования.

«Подрядчику нужна качественная проектная документация и адекватное финансирование, заказчику — эффективные механизмы отбора подрядчиков и актуализации сметной стоимости, проектировщикам — качественная нормативная база и максимальное внедрение технологий информационного моделирования. А всем вместе не хватает профессиональных и опытных кадров», — резюмировал Григорий Ваулин.

Григорий Ваулин, генеральный директор ГК «ФЕРРО-СТРОЙ»:

Screenshot_1.png

«Правительство ищет варианты стабилизации ценовой ситуации, и это можно приветствовать, однако я сомневаюсь, что увеличение налоговой нагрузки металлургов, а по сути именно это и предлагается, приведет к снижению цен в отрасли. Надеюсь, что будет найден способ увеличить предложение на внутреннем рынке металлопроката, и механизм саморегуляции снизит цены»

Справочно:

По планам правительства минимальная пошлина для окатышей может составить 54 доллара США за тонну, для плоского горячекатаного проката и арматуры — 115 долларов, для холоднокатаного проката — 133 доллара, для нержавеющей стали и ферросплавов — 150 долларов, для меди — 1126 долларов, никеля — 2321 доллар, алюминия — 254 доллара за тонну.


Теги: