Ближе к земле

Ближе к земле Артем Кузнецов

Перспективы развития малоэтажного строительства в столице

За год количество квартир в мало- и среднеэтажных новостройках Новой Москвы выросло в два раза, и сейчас, по данным компании «Метриум», на долю такого предложения приходится свыше 15% от общего объема первичного жилья на рынке. Как далее будет развиваться ситуация и с чем связан интерес к «малоэтажке» «Стройгазета» расспросила экспертов различных компаний.

Дмитрий Екимов, заместитель генерального директора агрегатора «ДомДА»:

Сейчас интерес к малоэтажному жилью усиливается несколькими взаимовлияющими факторами. Это слабость инженерной инфраструктуры Новой Москвы, которая вынуждает девелоперов отказываться от высотной застройки и концентрироваться на малоэтажных проектах. И встречное желание покупателей, усиленное пандемией, уйти за пределы крупных агломераций. Экологичность, сравнительно низкая стоимость, по сравнению с высотными комплексами обеспечивают рост интереса покупателей к этому сегменту рынка. По моему мнению, объекты малоэтажной застройки в Новой Москве интересны и как инвестиционная недвижимость. Так, с учетом быстро строящейся инфраструктуры региона, цены будут только расти. Позитивное влияние окажут и меры поддержки малоэтажного строительства, запланированные правительством РФ.

Марина Лашкевич, ведущий эксперт BuyBuyHouse:

Рост интереса клиентов к малоэтажным и средним постройкам понятен и оправдан. Жить в 40-этажном доме тяжело и непривычно. Во-первых, это и очереди к лифту, и большое количество соседей, которых невозможно запомнить. Парковки, пробки — все это создает напряжение. Учитывая, что текущие исследования говорят, что более 50% граждан вообще хотят жить в ИЖС, то небольшие уютные дома или дома привычной высоты (9–17 этажей) воспринимаются адекватнее.

В «старой» Москве малоэтажные проектов мало. Почему? Мест под жилое строительство и так немного, а земля очень дорога. Поэтому застройщик стремится максимизировать выручку, поэтому только «вперед и вверх». В Новой Москве ситуация другая. Это недавнее Подмосковье, поэтому с территорией проще.

Но в целом предложения малоэтажного жилья стало больше, так как девелоперы отреагировали на возросший спрос. Все-таки коронавирус сильно повлиял на предпочтения людей. Они стали ценить комфорт и личное пространство. В связи с этим малоэтажная и среднеэтажная застройки выигрывают.

Джон Марк Кланси, основатель CLANCY Engineering:

Рост интереса девелоперов и покупателей к малоэтажному и среднеэтажному жилью в Новой Москве можно оценить как позитивный тренд: фактически спустя годы Новая Москва открывает для себя ту концепцию застройки, которая рассматривалась для нее изначально. Для покупателей жилья за МКАД вне зависимости от наличия или отсутствия московской прописки мало- и среднеэтажный формат жилья видится более приемлемым: он позволяет распределить нагрузку на существующую транспортную и социальную инфраструктуру, а также реализовать большую площадь благоустройства на собственной территории. При этом экономику проектов поддерживает микс многоэтажной и малоэтажной застройки: так, дома с небольшим количеством этажей логичнее реализовывать при строительстве вблизи акваторий рек, а многоэтажный фронт застройки располагается ближе к дорожным сетям. Это вполне европейский формат застройки и развития агломераций, который сегодня приходит в Россию.

С точки зрения типологии жилья логичнее всего реализация малоэтажных объектов в отдалении от станций метро и ближе к лесным массивам, где по-прежнему преобладает частный сектор. При этом стоимость квадратного метра в малоэтажных жилых комплексах будет выше, чем в многоэтажных жилых кварталах, что обусловлено стоимостью участков и наличием собственной инфраструктуры. Сделать такие проекты экономически эффективными позволит повышение в классе жилья: так, мало и среднеэтажные жилые кварталы смогут претендовать на статус проектов класса «бизнес» в Новой Москве – за счет наличия собственной парковой и социальной инфраструктуры, дополнительных эксклюзивных конструктивных решений в виде террас или патио, наличия оборудованного паркинга и закрытого периметра территории.