Девелоперы продолжают обсуждать рост цен на стройматериалы
На прошлой неделе в строительной сфере вновь поднимался вопрос об удорожании стройматериалов, и это не случайно, ведь это один из самых важных сегодня вопросов для всего рынка. Так, за последний год себестоимость строительства увеличилась в зависимости от субъекта РФ от 20% до 25%. Как отметил глава Национального объединения строителей Антон Глушков, это порождает ряд рисков как в коммерческом, так и в государственном строительстве. «Стройгазете» решила узнать, что думают по этому поводу другие игроки строительного рынка.
Андрей Колочинский, управляющий партнер «ВекторСтройФинанс»:
За последний год мы, действительно, ощутили серьезный рост себестоимости строительства. Основными факторами роста себестоимости стали: ослабление курса рубля, что привело к удорожанию импортных стройматериалов и комплектующих; рост стоимости базовых стройматериалов (изделия из древесины, металлопродукция) из-за изменения мировой конъюнктуры рынка на фоне быстрого восстановления экономик развитых стран; общее ускорение инфляции; дефицит трудовых мигрантов, который привел к росту заработных плат. В меньшей степени повлиял продолжающийся переход на эскроу-счета, так как уже более 74% новостроек возводится по новым правилам.
Пока спрос на рынке новостроек находится на относительно высоком уровне, и у нас есть возможность компенсировать рост себестоимости повышением цен, поводов для беспокойства нет. Но ситуация может измениться, и девелоперы низкомаржинальных проектов, которые неверно оценили издержки в своих финансовых моделях, могут иметь трудности с завершением таких проектов. В большей степени сказанное касается региональных застройщиков.
Участники рынка сходятся во мнении, что в краткосрочной перспективе снижения цен на стройматериалы ждать не приходится, так как для стабилизации цен необходимо увеличение мирового производства. Следовательно, себестоимость и цены на жилье еще продолжат расти.
Максим Лазовский, владелец строительной компании «Дом Лазовского»:
Себестоимость строительства выросла на 20–25% в целом. В нашем сегменте ИЖС она увеличилась более чем на треть. Все это связано с ростом цен на ресурсы, дерево и металл. При этом материалы надо достать. Купить с рук или частнику можно разве что пенобетон, который сильно уступает по качеству. На заводах надо заказывать заранее. За клеёным брусом очередь два месяца.
Льготная ипотека на ИЖС, проектное финансирование и введение эскроу-счетов в малоэтажный сегмент — все это даст нам возможность сделать рынок прозрачнее и привлечь не мелкие бригады, а солидных игроков рынка «большого девелопмента». Тогда конкуренция стабилизирует цены, а в числе ключевых преимуществ будут качество, инновационность и технологичность строительного процесса.
Как известно, 9 ноября 2021 года вступило в силу постановление правительства РФ, позволяющее компенсировать застройщикам удорожание стройматериалов. Постановление распространяется на контракты, заключенные до 1 октября 2021 года, по строительству, ремонту, реконструкции, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенных в рамках закона о госзакупках (44-ФЗ). Как отметили в Минстрое России, продление действия механизма призвано обеспечить поддержку участников рынка, а также своевременную реализацию крупных государственных проектов. Игроки же строительного рынка обнаружили «недочеты» в документе.
Дмитрий Екимов, заместитель генерального директора агрегатора «ДомДА»:
Идеальный шторм, в отрасли, связанный с ростом цен на строительные материалы поставил подрядчиков перед фактом убыточной рентабельности уже заключенных госконтрактов в сфере строительства. Принятое постановление призвано компенсировать взрывное подорожание строительных материалов, обусловленное общемировыми тенденциями. При этом одна из основных проблем этого документа заключается в том, что принятые меры поддержки, даже в расширенном перечне оставляют вне своего внимания краткосрочные контракты, толкая тем самым их подрядчиков к экономическому коллапсу. Не говоря уже о том, что в связи со сложным и зачастую избыточным регулированием госзакупок в сфере строительства, даже уже принятые меры поддержки будет крайне проблематично реализовать на практике.